пятница, 28 октября 2016 г.

Я ≠ МОЯ РАБОТА. КАК НЕ ТЕРЯТЬ СЕБЯ, ЛИШАЯСЬ РАБОТЫ



Приходилось ли Вам в своей жизни слышать: «Мы больше не нуждаемся в Ваших услугах. Вы уволены»?

Бывают ситуации, когда к потере или смене работы человек успевает приготовиться – заблаговременно ищется новое рабочее место, удаётся договориться с работодателем об условиях ухода. Однако, как говорится в одной популярной песне, жизнь полна импровизаций. Иногда статус «безработный» приобретается в одночасье. Это всегда вызывает шок, даже если обстоятельства складывались так, что Вы чувствовали, что увольнение может коснуться именно Вас.


Эту заметку я решила написать по следам нескольких консультаций. Ко мне фактически одновременно обратились за помощью несколько менеджеров, которые пережили так называемую "оптимизацию". Этим модным словом сейчас всё чаще называют банальное сокращение штата в крупных организациях. Общим во всех этих случаях стало то, что "выбывшие" из карьерной гонки занимали достаточно высокие должности и точно понимали, чего они хотят добиться в этой жизни. На карьеру делались высокие ставки. Происходило сращивание Я-личности и Я-работника. 

Приведу пример. Анна – амбициозная, молодая женщина. Уверенно строила карьеру, откладывая «на потом» замужество и рождение ребёнка. В свои 28 лет она уже занимала достаточно высокую должность в крупной федеральной финансовой компании. Впереди путеводной звездой сияла Цель – стать директором Представительства. И до неё оставалось буквально пару карьерных шагов.

И вдруг, как гром среди ясного неба, прозвучало решение головного офиса - отдел, возглавляемый Анной, переформировать, а управление передать в соседний Ростов-на-Дону. Анне предложили другую должность, но это означало два шага назад по карьерной лестнице. Моя собеседница отказалась от неё. И шагнула за пределы офиса. В никуда.

«Я уже две недели не работаю, но до сих пор не верю, что со мной так обошлись. Плачу постоянно и сильно злюсь. А ещё жду, что мне позвонят и позовут назад. Я же столько сделала для компании, поднимала своё направление с нуля. Думать ни о чём, кроме того, что со мной произошло не могу. Целыми днями брожу по дому, как приведение. Как представлю, что теперь надо снова проходить собеседования, ужас поднимается внутри. Как я буду рассказывать, что меня сократили? Наверное, со мной что-то не так? Почему это произошло именно со мной? Помогите мне справиться с этим!».

Мы начали работать с Анной. Первое, что мы сделали – провели исследование Образов Я. Эти образы во многом определяют восприятие человеком конкретной ситуации, а также выбор решений, которые он принимает, оказавшись в ней. Корректировка этих Образов значительно снижает уровень внутренней напряжённости и возвращает человеку веру в свои силы. 

Внутри каждого из нас есть три образа Я – Идеальное Я, Реальное Я и Социальное Я.

Образ Идеального Я – это наше представление о том, какими мы хотим быть. Он начинает складываться в раннем возрасте благодаря наставлениям родителей и окружающих нас людей (учителей, сверстников и других значимых людей). На этот образ влияют также книги и фильмы, которые мы читаем и смотрим, а также наши склонности и предпочтения. В течение жизни наш опыт и условия жизни изменяют этот образ, он может стать более реалистичным. Но иногда этот образ слишком высок, мы никак не можем к нему приблизиться и в этом случае начинаем страдать комплексом неполноценности.

Как исследовать Образ Идеального Я?

Опишите подробно его «портрет»:
  • перечислите все качества, достоинства и недостатки, которыми, как Вы считаете, Вы должны обладать;
  • опишите, как Вы должны вести себя в разных жизненных обстоятельствах – в ситуации успеха, триумфа, неудачи, разочарования и т.п.

Что делать, если Образ Идеального Я вызывает комплекс неполноценности?

Задайте себе следующие вопросы:
  • Не слишком ли идеально моё идеальное Я?
  • Возможно ли вообще достижение таких высот?
  • Насколько логичен этот образ или он сложен из несопоставимых элементов?        
  • Не списан ли этот образ с какого-то литературного героя или гения? Учитываю ли я, что гении в жизни такие же обычные люди с своими трудностями, горестями и внутренними конфликтами?

В зависимости от полученных ответов, скорректируйте своё представление о себе Идеальном.

В случае с Анной мы обнаружили, что у женщины существует представление о том, что она может считать себя успешной только в том случае, если будет продвигаться по карьерной лестнице без остановок и с постоянным повышением в должности. Поэтому ситуация, в которой оказалась моя клиентка, воспринималась ей как катастрофа и признание в собственной несостоятельности.

Образ Реального Я – это наше представление о себе самом реальном, о том, какие мы есть на самом деле. Если Реальное Я совпадает с нашим Идеальным Я, мы чувствуем себя уверенно. Однако бывают ситуации, в которых Реальное Я перестаёт нам нравится. В этом случае мы начинаем презирать себя, чувствуем угнетённое состояние духа, а иногда и враждебность к себе и окружающим. Ошибочный образ Реального Я заставляет нас плохо ориентироваться в наших истинных желаниях и стремлениях. От этого мы никак не можем получить удовлетворение от жизни, становимся беспокойными или угнетёнными.

Как изучить собственный Образ Реального Я?

Снова нам на помощь приходит описание «портрета». Описываем особенности своего характера и качеств. Затем задаём вопросы:
  •         Чем не устраивает меня моё Реальное Я?
  •         По какой причине оно меня не устраивает?

Чтобы откорректировать этот образ, используйте простой приём:
Приведите примеры из собственной жизни, которыми Вы можете опровергнуть негативные оценки своих качеств.

И, наконец, образ Социального Я – это наше представление о том, какими нас видят другие люди. Как правило, большинство из нас стремятся приукрасить этот образ. Мы строим своё поведение и взаимоотношение с другими людьми таким образом, чтобы в глазах других людей выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Ошибочное представление этого образа приводит к возникновению трудностей во взаимоотношениях с людьми – они отчего-то реагируют на нас совсем не так, как мы этого ожидаем. Кстати, замечено, что если нам не нравится наше реальное Я, то мы с подозрением относимся и к социальному Я.



Поработав с вышеперечисленными образами Я, мы с Анной смогли снять остроту переживаний Анны и смягчить внутренний конфликт. Это освободило массу энергии, которая тратилась бесцельно на пустые переживания и не давала возможность эффективно действовать при поиске работы. Нам удалось разорвать негативную цепочку «я есть моя работа и мои успехи в ней». По словам самой Анны, она стала более спокойно воспринимать ситуацию, справилась с депрессивным состоянием и смогла начать поиски подходящей работы. В настоящее время женщина успешно трудоустроена. Кстати, проработка этих образов позволила Анне по-новому взглянуть на свою жизнь и расставить приоритеты по-иному.

Если Вы столкнулись с подобной проблемой и у Вас возникают затруднения, запишитесь ко мне на консультацию, написав письмо по адресу: innakulinich7@gmail.com

Потеря работы – это не повод впадать в депрессию, но повод двигаться дальше. И кто знает, может именно «Вы уволены!» станет отправной точкой к новому, более конструктивному этапу Вашей жизни. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий