понедельник, 10 октября 2016 г.

ЮЛИЯ БУЛГАКОВА: ЛЮБОВЬ – ЭТО ВЫСШАЯ ФОРМА НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИЧИН

Люди рядом

Юлия Булгакова

Она ведёт судьбоносные разговоры. В прямом и переносном смысле. Её коучинговая программа «Судьбоносные разговоры» для руководителей и лидеров команд имеет большой успех везде, куда Юлия Булгакова её привозит. На два тренинговых дня снимаются деловые костюмы и «грозные начальники» разных рангов превращаются во внимающих, внимательно слушающих, обращённых внутрь себя людей. Они учатся слушать и слышать, в первую очередь, самих себя, а уже потом окружающих их людей.

В этом нет волшебства. За этим стоит кропотливая работа и… любовь. За это я и люблю коучинг. Он легко и грациозно меняет мировоззрение людей. Открывает не только глаза, но и души. Человек становится другим. Соответственно, и мир постепенно становится иным – полным осознанных, думающих, талантливых людей.

Попасть на вторую часть «Судьбоносных разговоров» в этот приезд Юли я не стремилась. Передо мной сейчас личностные задачи другого уровня стоят.

НО! Пропустить встречу с вдохновляющей и глубочайшей Юлей в её очередной приезд в Краснодар? Нет, такого я себе позволить не могла.

За полгода с момента предыдущей встречи на первой части «Судьбоносных разговоров», у меня накопилось много вопросов. Буквально за пять дней до старта очередного тренинга я решила предложить Юле взять у неё интервью. И она с удовольствием согласилась. Она вообще фактически всё в этой жизни делает из состояния «да легко!».

Я тщательно готовилась. Но за несколько минут до нашей встречи произошло событие, которое совершенно выбило почву из-под моих ног. И у меня не было возможности «собрать себя по частям» и выдохнуть.  Я села беседовать с Юлей в душевном смятении.  Решила «плыть по течению», куда вывезет, как говорится. В один момент нашей беседы Юлия вдруг спросила: «Чем я могу тебя сейчас поддержать?». Я понимаю, какой в этом был заложен глубочайший смысл. Доверять себе и миру, понимать, поддержка есть всегда. Люди рядом.

40 минут потрясающего «дрейфа», чистейшей воды экспромт. Уже пора было завершать беседу, а я понимала, что есть ещё что-то, о чём мне обязательно надо было с Юлей поговорить именно в этот её приезд. И тогда я снова рискнула и применила испытанную технику – задала вопрос о вопросе. Ну, а что из этого вышло, вы узнаете, прочитав текст нашей беседы.

Огромное, человеческое, сердечное спасибо тебе, Юля!!! 

Давай начнём с начала, Юля. Кто ты по образованию и как вышла на тот путь, по которому сейчас идёшь?

— Я музыкой занималась профессионально – музыкальная школа, музыкальное училище, консерватория. А изначально, когда я была ребёнком, у меня была тема – я хотела стать врачом. Но все вокруг были против. Семья была не заточена под это дело. У меня сложилось убеждение, что в мединститут не поступить. И я даже не пыталась, если честно. Но медицинские сериалы смотрю с удовольствием до сих пор.

У меня в музыке были успехи. Я закончила консерваторию, с оркестром играла и, вообще, много чего делала. Но всё время было ощущение, что это не то, где мне надо быть. Мне профессор мой консерваторский сказал: «У тебя масштаб личности очень мощный, а таланта под него музыкального не хватит. Ты будешь либо сидеть в музыкальной школе, либо в училище преподавать. А ты вообще не кабинетная, с ума сойдёшь». Я и так это ощущала, только сформулировать не могла. Как только случились 90-е, престиж профессии резко упал, у меня появилась идея. Я в момент всё поменяла, пошла учиться на психфак в Новосибирский государственный университет. И всё, меня словно повело.

— А для тебя свойственно плыть туда, куда несёт течением?

— Для меня свойственно. Я не из таких «достигаторов». Оно как-то получается само собой. Со стороны может быть кажется, что я такая целеустремлённая. Но я просто делаю, потому что энергия туда идёт, в контексте течения. Скорее так, вот оно идёт по течению, а я беру вёсла и подгребаю туда, в эту сторону. Вот так.

— Ты же не сразу нашла коучинг как направление?

— Нет, тогда его ещё не было в России. Я в психотерапии была какое-то время, консультированием занималась. Бизнес-тренерством занималась какое-то время. И именно тогда я стала осознавать, чего действительно хочу. Был момент такой интересный. Я тренинги проводила и понимала, что, во-первых, сильно устаю. Во-вторых, люди сопротивляются почему-то обучению. Вроде импульс есть, а применяют они всё как-то не так. Я стала искать. И вот нашла.

Помню мы привозили в первый раз в Новосибирск Мэрилин Аткинсон. Я сразу поняла, что эта тема моя. Коучинг мне подходит по ценностям, по ощущениям, Короче, мне сразу стало понятно, что это очень сильно. У меня уже были клиенты в психотерапии и с ними переходила на коучинговые рельсы. И было всё непонятно и неясно, как за всё это деньги брать – ты не консультируешь, а вопросы просто задаёшь. Я видела, что сила и красота открытых вопросов – это ровно то, что у меня будет получаться гениально. Я ощущала это. Много моих музыкантских талантов мне помогло в этом. Увидеть полифоничность человека, как он слышит, говорит одно, интонационно другое, ценности третьи. Мне было крайне интересно задавать ему такой вопрос, который бы позволил бы ему увидеть целостность происходящего. Увидеть и  эти пазлы начать собирать. Этот кайф ловить.  Мне хотелось сопровождать счастье.

Психотерапия меня сильно напрягала – ходим и ходим по кругу, всё плохо, плохо и плохо. В какой-то момент я поняла, что я сопровождаю несчастье, уровень несчастья поддерживаю. Есть же в этой профессии, я так понимаю, стереотипы – психологи прямо неврозы поддерживают. Ну, Бог его знает, тогда у меня было представление. А сопровождать счастье – это было совсем моё. Это вообще не поддерживалось, не котировалось, считалось чем-то вообще… Что попало делаешь, короче.

Анонс авторской программы Юлии 
— Я тоже бизнес-тренер с 10-летним стажем. И в какой-то момент у меня внутренний конфликт начался.

— Да-да, знакомо. Я сильно стала уставать. Хотя одна часть моя, этакая «труженица» внутри меня, говорила, что это нормально, пахать же надо. А вторая часть, протестовала и говорила, что это что-то не то. Невозможно, так не должно быть.  

— А ты бизнес-тренерством до сих пор занимаешься или оно уже ушло?

— Нет, вообще не занимаюсь. Оно давно ушло. Даже когда я учу коучингу, фактически просто показываю и сопровождаю. Когда инструменты придумываю, в них никогда нет алгоритмов - «Вот так, так и так». Варианты всегда возможны.

— А как коучинг повлиял на твою жизнь в целом?

— Очень сильно! Во всех аспектах. Видишь, я в платье. Когда тренерством занималась, только в брюках работала. Очень сильно повлияло на мою осознанность – видеть себя, наблюдать себя, с собой разговаривать. Замечать какие-то вещи, замечать себя. Встретиться с собой. И на круг общения, и на людей, которые вокруг меня. И то, как я реализуюсь, то, что я делаю. И то, как я строю отношения. Абсолютно на всё!

Понятно, что у меня ещё куча «слепых зон» и таких вещей, эмоциональных, травматичных, тех областей, где я незрелая. И ничего, я с ними работаю. Я ценность психотерапии никак не отрицаю. Я думаю, что коучинг – это возможность всё сводить воедино и разворачивать к будущему.

— А внешнее окружение как-то реагировало на те изменения, которые происходили с тобой? Тебя поддерживали или, напротив, палки в колёса ставили? Или говорили: «На фига тебе это вообще всё надо?»

— Да, нет, особо никто палки в колёса не ставил. Я пережила тогда, в 2010-м развод. Это был не первый мой развод. Мне кажется, что я развод переживала, когда я ещё не изменилась. Скорее всего, он был хвостом про старую какую-то жизнь, про меня, некую такую труженицу (смеётся). Ну, слушай, такого не было, чтобы мне особо палки в колёса ставили. Я всех своим состоянием новым заражала. И с все доверием ко мне относились на самом деле. И до сих пор относятся. Люди могут не понимать, но доверие к тому, что раз я это делаю, то это классно.

— Бывают в жизни взлёты и падения. Есть ли у тебя ощущение, что с теми инструментами и технологиями, которые есть у тебя, ты справляешься гораздо быстрее, чем без них?

— Абсолютно. Прямо на порядки быстрее. И когда случаются сильные падения, а они случаются, я гораздо быстрее из этого выбираюсь, чем раньше. Больше с перевесом в осознании, что делать дальше.

Участники тренинга "Руководитель-лидер" в Краснодаре 8-9 октября 2016 г. 
— Когда идут изменения, ты так или иначе затрагиваешь своими изменениями окружающих. Людям приходится либо под тебя подстраиваться, либо с тобой воевать.

— Да, горизонт событий и мира я меняю точно, но, слушай, со мной сейчас особо воевать некому. Моё окружение всё коучингом накормленное. У меня очень сильно ракурс изменился, т.е. я реально очень склонна договариваться. Очень. Мне многое неважно. Я реально не буду свою точку зрения отстаивать. Мне «по барабану» многое. Так, чтобы жёстко я там чего-то отстаивала. Наверное, если только будут унижать меня… Но таких даже людей нет, которые на это решаться.

— Это было всегда?

— Нет. Это последние шесть лет, благодаря чистке сильной на уровне окружения и на уровне себя. Это история про то, что, когда всё меняется внутри, оно как-то и снаружи меняется. У меня с родителями отношения улучшились очень сильно. Очень. Я их приняла. Во всяком случае у меня получается прощать их, когда-то какие-то вещи всплывают. Это был очень важный момент. Какие-то вещи отпустить. Всё-таки, чтобы мне приходилось воевать… ну разве что с детьми. Но это тоже так мило (улыбается). У меня пропала привычка добиваться своего. Ну так, значит, так. Ну хорошо, в контексте твоей жизни это так. Я понимаю. Я рада, что тебе это важно, я буду думать, как мне с этим быть. Я перестала ультиматумы ставить. Даже с мужчинами. Ну так, значит, так, хорошо. Мне реально многое стало «пофиг». В большей степени сконцентрирована на себе. Я ощущаю, что, если что-то кругом не так, единственное, что что я могу делать, это делать что-то с собой. Это уже на уровне автоматизма.

— С чем сейчас связана твоя профессиональная деятельность?

— Основная деятельность моя связана с корпоративными и индивидуальными сессиями, сопровождением команд и топов. Я по-прежнему провожу модули в Эриксоновском университете, но я не могу сказать, что это моя основная деятельность. Этого стало чуть меньше. Я выбрала города, в которые мне хочется ездить. Провожу в основном третий модуль (Прим: Модуль "Глубинная ценность коучинга", Международный Эриксоновский университет коучинга), потому что я могу в нём показать на практике как ценности соединить с действиями. Поскольку я много это делаю в компаниях, поэтому конкретно могу показать, как это делается. У нас практиков немного в Эриксоне. А это важно! Мне важно показать, что это всё на самом деле работающие технологии. Вот, например, компания «Сатурн». Я сейчас слышу, как они болтают, ржут, а вопросы-то задают друг другу.  

Май 2013 г. Модуль "Глубинная ценность коучинга" в Краснодаре.
На нём я впервые познакомилась с Юлией как с тренером и человеком

— Я сейчас в поиске, и он у меня идёт через внутреннее, очень серьёзное сопротивление, через работу с ограничивающими установками. Про то, что я готова сказать этому миру и то, что я говорю, я говорю всё время с опаской: понимают меня или нет. Для тебя важно, чтобы тебя понимали?

— Важно. У меня очень гибкая семантика. Я знаю, что на любом языке я смогу объяснить. Я найду слова. И она всегда была такая гибкая. Это отчасти, наверное, уровень моих способностей – хорошо разговаривать и доносить мысль разным языком.

— Этот навык – умение договариваться – руководителю нужен. Его можно развить?

— Конечно. Я уверена, что можно. Ничего в этом такого особенно нет. Мне просто не пришлось над этим работать, у меня это реально всегда было. Это же ещё момент образования: когда много читаешь, когда в арсенале хорошее качественное образование. Я считаю, что это можно развить, тем более, что сейчас на эту тему много школ и всего остального.

— Юля, а ты в свободное время какая, что тебе по душе, чем ты любишь заниматься?

— У меня на самом деле график достаточно плотный, поэтому свободного времени немного. Я с сыном много времени провожу. Ему 12 лет. Я люблю просто гулять, танцую, на мотоцикле езжу.

— Что тебе помогает быть в ресурсе? Это же сегодня прилетела, завтра «встала к станку», а послезавтра снова надо куда-то лететь. Как ты восстанавливаешься? Как используешь время перелётов?

— Я медитирую. Ощущение себя, женской энергии. Природа. Встать покружиться. Т.е. какие-то такие вещи, которые быстро переводят меня в ресурс. У меня вообще энергии много. Сейчас может быть поменьше, чем было. Но всё равно её много.

— Юль, а ты себе какие-то цели ставишь?

— У меня есть какие-то потребности и мечты. Тут ремонт закончить, это и это ещё сделать. У меня была одна цель – я открываю своё расписание, а оно занято, я востребована. И она случилась. У меня есть мечты на уровне видения, ещё слабо оформленные на уровне действий. Но так, чтобы я их жёстко ставила, у меня таких целей нет. Я вообще не «достигатор». Я не целенаправленная. Как-то по-другому живу. Я, скорее, на уровне ощущений – чего я хочу ощутить, ощущать.


— А по ощущениям ты себя можешь счастливой назвать?

— Базовое моё состояние – это состояние счастья. Есть вещи, которые мне хочется обязательно к нему добавить, они сделают более наполненной мою жизнь, но счастья-то они не увеличат. Я вообще поняла, что от счастья ничего не зависит. Такая история: можно где угодно несчастье найти. Безусловно, у меня ещё есть вещи, которые мне бы хотелось иметь на уровне материальных благ, на уровне впечатлений, путешествий. У меня личный вопрос не решён. Я замуж ещё раз хочу выйти. У меня есть видение, как я это хочу, как я это вижу.

— У меня тоже не закрыт этот вопрос. И меня сильно напрягает, когда говорят, что если ты ничего не делаешь, то у тебя ничего не будет. А у меня есть внутреннее ощущение, что это та сфера жизни, где цели ставить и их достигать, это чего-то вообще не про это.

— У меня картинка есть, как я это хочу. Если ставить здесь цели и их достигать…  Я не знаю. А действия я не делаю (смеётся). Просто хожу, я есть, развиваю себя, украшаю. Мне по кайфу самой. Я ничего не делаю для кого-то. У меня тема такая – какой-то собственный магнетизм, представление о себе счастливой помогут – оно всё само собой случится.

— О, это мне близко!

— Честно, у меня в этом деле доверие. Это сильная штука. Всё случится каким-то таким образом ровно тогда, когда это будет нужно.

— А себе ты доверяешь?

— Я часто, конечно, сомневаюсь – так, не так. Но в последнее время я всё время с собой что-то делаю. Я доверять себе стала гораздо больше.

— А есть ли люди, мнение которых ты ставишь выше своего и поступишь так, как они считают нужным? Или у тебя уже есть определённая степень свободы?

— Нет, у меня нет таких людей. Хотелось бы, чтобы они были (смеётся). Так попроще было бы. Послушал – сделал, сослался потом на этого человека.

Быть клиентом Юлиных коуч-сессий - это особая песня.
Мне довелось однажды прожить этот потрясающий опыт.
К сожалению, фото не сохранилось. Но сохранилась аудиозапись и в минуты
душевной нестабильности я переслушиваю её и снова появляются силы! Одним словом, Юля - Мастер судьбоносных разговоров.
— Давай попробуем блиц-опрос провести: твоя любимая книга.

— Я тебе, наверное, даже не скажу. Между прочим, давно не читала. Я читаю профессиональную литературу, но и я её читаю всё меньше, она мне уже скучна. Одно время увлекалась детективами, Маринину читала, мне так понравилось. Я Ремарка очень люблю, но сейчас как-то не очень много его читаю – там депрессняка много.

— А музыка тебе какая по душе, которая тебя внутренне восстанавливает?

— Я очень люблю Стинга, прямо очень-очень. Я, пожалуй, классику не буду слушать, когда мне надо. Условностей много в ней. Мне очень нравится «Океан Эльзы». Есть такие вещи, которые я прямо искренне люблю.

— Юля, а что для тебя любовь?

— Это всё-таки состояние, внутренний поток. И это не про отношения. Это другая какая-то история. Любовь – это высшая форма независимости от причин. Отношения – это уже договорённости, а любовь – это беспричинная волна. Я про безусловность.

— Ты веришь, что такие отношения возможны между мужчиной и женщиной?

— Да. Вопрос в том, как с ними в социуме справляться, но я точно уверена, что они возможны. Абсолютно. Нужны ли они – это другой вопрос. А то, что они возможны, это точно.

— Любимое время года у тебя какое?

— Я осень вообще люблю, такую начальную. Бабье лето. А так я – зимняя. Так как я родилась в Сибири и там живу. Хорошая зима, со снегом мне нравится. Я не жила бы у моря.

— Удивительная женщина, которая не хочет домик у моря (смеюсь). Море тебе не интересно.

— Меня не прёт жить у моря. Я готова ездить к нему, наслаждаться им, но не жить возле.

— Тогда где твой домик?

— У меня картинка такая: есть домик, а вокруг такие поля, поля (мечтательно). Ирландия, Алтай, что-то такое.

— Одиночество ты переносишь хорошо?

— Я его всегда очень плохо переносила. И сейчас не очень. Но я стала кайф от него получать. Не могу сказать, что я долго в этом состоянии могу пребывать, но раньше оно меня выбивало конкретно. Сейчас какие-то вещи в нём нравятся, но мне не надо много одиночества и уединённости. Я могу устать от людей, а потом могу сесть с кем-нибудь и «ла-ла-ла» - это для меня более ресурсно, нежели я одна буду.

— А отпуск как проводишь?

— Мы путешествуем с семьёй или друзьями. Пока я ещё с сыном его провожу. Сейчас я научилась и одна путешествовать.

Без слов...

— Я тебе сейчас коучинговый вопрос задам: О чём бы ты хотела, чтобы я ещё у тебя спросила? Может есть что-то такое ценное и важное, чтобы ты хотела, чтобы в этом разговоре всё-таки случилось?

— Мне бы хотелось развеять стереотипы по поводу времени жизни, возраста. Хотелось бы дать такую новую волну – культ зрелой женщины, сочной, сексуальной. Мне очень хочется его создать. У нас всё-таки культ молодости. И у меня есть «загоны» всякие по этому поводу – я всё время делаю что-то с собою.

— А ты женскими тренингами не пробовала заниматься?

— Нет. Я поддерживаю эту тему в терапии и коучинге, но в чисто женской тематике для меня есть перебор. Я, когда читаю «волшебницы, Богини, ла-ла-ла», то для меня перебор всё это. Я так не вижу.  Не то, чтобы я не хотела быть богиней…

— А кем бы ты хотела быть?

— Просто женщиной. Мне богиней быть неинтересно. Если честно, я не хочу весь свой потенциал в женскую реализацию запустить. Не хочу вся туда уйти. И я, скорее, буду искать мужчину, который моими мечтами пахнет. И мы вместе что-то делаем. Понимаю, я – Муза, я – вдохновительница, соратница, это запросто. Но мне очень хочется образ зрелой женщины внутри себя самой найти, свои стереотипы на эту тему «покидать».

— И тогда новая программа родится, Юля, для зрелых женщин, которые не богини (смеюсь).

— Мне не хочется в таком возрасте делать что-то специально для женщин. Какая разница? Вообще-то, зрелый возраст – про личность. Мы вообще первое поколение женщин, которое превращается не в бабушек и тётушек. Мы на машинах ездим, что-то с собой делаем. Это про то, как стареть по-женски. Мы не знаем, как это делать.

— И тогда это про то, что нам надо узнать, как это.

— Да, узнать, как это. Как становиться зрелой, что там с отношениями, сексом. Мы недавно сидим с подружками на берегу, болтаем. Ночь почти уже. И говорим: «Представьте, что наши мамы в этом возрасте так уже не делали». А что мы будем делать лет через 20-ть? Да то же самое, что делаем сейчас. Как это быть женщиной, которая ходит в кафе, рестораны, ходит по парикмахерским, которая любит отдыхать, путешествовать. Мне интересно, как это?

— Может ли женщина, по твоим ощущениям, полно и гармонично реализоваться без мужчины? Ну есть же такая история, что не всем женщинам нужны мужчины.

— Не знаю, мне нужен. Для меня это важно. Я – парная.

— В какой момент ты поняла, что ты – парная?

— Я всегда так себя ощущала. Я, начиная с 20 лет, всегда была замужем. Может быть, когда-нибудь я скажу, что мне не надо, но пока я ощущаю, что для меня это важно. Но я всё равно буду сейчас смотреть – кто он? Но по факту я могу сейчас совершенно искренне сказать, что мне и одной хорошо. Но это не означает, что я не хочу.

Февраль 2016 г. Я на тренинге "Судьбоносные разговоры". Модуль 1.
Несмотря на внешнюю лёгкость разговоров, после них идут огромные трансформации.
Невозможно остаться прежней, шансов нет совсем. За это я и люблю приезжать к Юле на обучение. И не только я. Люди готовы преодолевать тысячи километров, чтобы побыть в атмосфере Юлиной любви и вдохновения
— Тебе же много приходится работать со смешанными аудиториями. Ты видишь таких мужчин, которые способны быть на одном уровне с современными женщинами?

— Вижу. Вопрос в том, что они моложе все. Они есть, но они не моего возраста. Мужчин моего возраста, ярких и масштабных, гораздо меньше, чем таких же женщин. Я так думаю, учитывая, что я много работаю и много чего вижу.  А моложе, в возрасте 38-43, их прямо больше.

— Это обнадёживает, Юля!

— Женщины быстрее меняются, чем мужчины. Мы более гибкие.

— Вот за этот кусочек нашего разговора отдельное спасибо! Потому что очень много женщин моего возраста, для которых это большой вопрос. Умные, красивые, обеспеченные, осознанные и одиноки. И вообще стоит вопрос – искать или не искать? Есть ли смысл, когда знаешь, что просто ради галочки размениваться не станешь?

— Конечно, есть смысл. Даже, если это будет совместные 10 лет, какая разница-то? Их много, таких мужчин. Нормально. Я думаю, здесь вопрос не в «искать», а получать от процесса кайф. Быть в потоке.

— Спасибо тебе, Юля, за 40 минут классного, шикарного разговора!

— Да на здоровье!


Записано в 8 октября 2016 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий