пятница, 2 декабря 2016 г.

СПРАВОЧНИК КРЕАТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. Рецензия на книгу Майкла Михалко «Взлом креатива» Ольги Збарской


ЧТЕНИЕ С ПОЛЬЗОЙ 



Это тот самый случай, когда материал для блога нужно выставить в назначенное время, а мозг не "расчехляется" на новые идеи 😃.

Книгу Майкла Микалко мы начали читать с Ольгой Збарской фактически одновременно. И договорились написать рецензии. Но у меня случилась с этой книгой интересная история - я её не могу читать последовательно, читаю кусочками, хотя большинство заданий выполняю, как дисциплинированная школьница. А Ольга осилила и рецензию написала. Да такую, что ни убавить, ни прибавить. И чего я буду мучиться? - решила я и попросила у Ольги разрешения опубликовать в своём блоге её рецензию. Оригинал вы сможете прочесть ЗДЕСЬ

Ольга Витальевна, гранд мерси за предоставленную возможность "не вывалиться" из графика публикаций! 🙏




Что для Вас креатив?
Некоторое время назад я бы ответила на этот вопрос примерно так: творческий, нестандартный  подход. Как человек, испорченный рекламным бизнесом, я всегда думала, что креатив – это некая творческая оболочка, посыпающая изюмом простую работающую механику.
Сейчас я уже так не думаю. Я знаю, что креативность – это про широту мышления, и про умение решать нерешаемые задачи, и про вариативность решений. И про подход к решению, который не продиктован исключительно прошлым опытом: когда ты точно помнишь, что вот это не подействовало –  сразу его отметаешь, а вот это вроде сработало –  применяешь именно его, и больше не ищешь ничего, потому что от добра добра не ищут.
А еще креативность – это про… уникальность. «Как увидеть то, чего не видят другие»- такой подзаголовок у книги с агрессивным названием «Взлом креатива» Майкла Михалко.
Бывает так, что русскоязычное название представляет собой очень вольное трактование перевода оригинального заголовка. Но в этом случае все пуля в пулю – «Cracking Creativity».
Вот что вещает нам издательство об авторе:
Майкл начал работать над данной областью знаний в армии США, где организовал элитное подразделение из ученых и разведчиков НАТО для сбора, анализа  категоризации всех известных на тот момент методов творческого мышления…
Оставив военную службу, Майкл с большим успехом применил методы творческого мышления к проблемам государственного управления и мира бизнеса…
Помню один эпизод из своего рекламного прошлого. Мы целой рабочей группой бились над идеей рекламной кампании для крупного клиента, чье имя тут нельзя называть. Так ничего и  не добились внятного, что не стыдно было бы показать клиенту. На следующий день наш креативный директор, у которой голова не понять как устроена, пошла в туалет, споткнулась о порожек  придумала классную идею, которую мы потом и реализовали и которой еще потом долго во всех портфолио хвастались.
Подобные случаи всегда наводили меня на мысль, что методологии творческого решения задач не существует – на это нужна особая голова и волшебный генератор гениальности.
Я начала читать книгу, ожидая разглагольствований о неисчерпаемых возможностях мозга и создании себе условий для нестандартного мышления по типу «смените рабочее место» (кстати, это работает) или «наведите порядок на столе». А в процессе чтения вдруг поняла, что надо начинать делать закладки: один инструмент, другой, третий… В конечном итоге получилось вот что:
Это я еще не все инструменты отмечала, а только те, что мне понравились.
Следующим шагом я поняла, что надо остановиться и кое-что попробовать на себе. Как человека пишущего, меня подкупило, что в книге много именно письменных практик.
Продемонстрирую в качестве вкусной завлекашки вам пару-тройку методик из книги – ну вы видели, да? что «пара-тройка» – это ничтожный процент от всего плотного прикладного содержания «Взлома».
Итак, практика номер один. Ею я в процессе прочтения и апробирования делилась в соцсетях, но вдруг кто-то пропустил?

Практика подходит тогда, когда вы застопорились, мысль не идет, и нужно раскачать творческое мышление. Я, потратив на эту простую методику несколько минут, смогла решить вопрос, над которым накануне только пожала плечами.
Практика номер 2. Так называемый метод да Винчи. Подходит для проработки круга идей там, где внутри вопроса есть несколько составляющих.

Как это работает – наглядно видно на картинке-схеме и фрагменте после нее. Вы выделяете несколько составляющих, по каждой составляющей прописываете варианты, а потом компонуете разные сочетания вариантов – в итоге получаете новый, улучшенный «продукт».
Практика номер 3. На нее вам потребуется потратить гораздо больше времени и значительно больше усилий. Впрочем, это видно по характеру вопросов.

Я исписала 2  страницы А4 формата (извините, свой труд вам не показываю – он довольно личный), но осталось ощущение, что надо думать еще. Мне кажется, хорошо этой техникой пользоваться в сопровождении какого-нибудь единомышленника (требуется альтернативное мышление и сторонний контроль, чтобы вы не стопорились и не халявили).
***
В целом хочу отметить, что иногда волшебная таблетка кажется нам уж слишком волшебной.
Но по тренерскому опыту знаю, что творческое мышление можно раскачать простыми вещами: ты даешь группе задание за 3 минуты написать максимальное количество вариантов нецелевого использования простой веревки, кирпича, пластиковой бутылки… Дальше мозг уже включается в игру, взгляд на мир расширяется – и серьезные задач решаются на другом уровне мышления.
Где искать эту раскачку?
Михалко предлагает всего лишь несколько стратегий, но они все подразумевают, что надо держать глаза и уши открытыми:
– составлять новые сочетания,
– смотреть на другую сторону (всегда на своих тренингах по маркетингу говорю предпринимателям – смотрите и слушайте, как делают люди из других бизнесов!),
– находить там, где не искал,
– пробуждать дух сотрудничества (про ресурс группы в отличие от одного человека каждый тренер знает!)
Всего этих стратегий 9, но я не буду раскрывать вам их все, чтобы вам было интереснее читать книгу целиком.
И если в одной фразе описать суть «Взлома креатива», я бы сказала так: это емкий справочник методик прокачки креативного мышления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий