пятница, 23 декабря 2016 г.

ЛИЧНОСТНЫЙ КРИЗИС: КУДА ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ? Часть 1. ВВЕДЕНИЕ В КРИЗИСОЛОГИЮ


Любите ли Вы кризисы?

Я вполне серьёзно! Готова петь кризисам дифирамбы и призывать вас благословлять эти моменты. Когда Вы прочитаете серию моих заметок, Вы поймёте, отчего я такая их фанатка. 

Преодолев много жизненных испытаний и помогая своим клиентам успешно проходить через них, я поняла, что кризис – это точка роста, в которой сконцентрирована огромная энергия.

И у человека только два варианта. Либо он разблокирует и использует эту энергию себе во благо, изменяя свою жизнь.

Либо эта энергия, становясь неуправляемой, сметает его с жизненного пути, как в прямом, так и переносном смысле.

Что такое кризис?

Мне часто задают вопрос: «А что считать кризисом? Как понять, что я попал(а) именно в кризисную ситуацию?». Я решила в серии заметок осветить основные вопросы, связанные с кризисами личностного развития.

Предлагаю начать с основ. Так сказать, договориться о понятиях.

Когда перед человеком встаёт какая-либо проблема, от которой он не может уйти и которую он не может разрешить за короткое время привычными для себя способами, он попадает в особое состояние, которое называют кризисом.

Идея любого кризиса очень мудро отражена в китайской пиктограмме слова «кризис». Она состоит из двух радикалов. Один из них означает возможность, с другой – опасность. Человек, попавший в кризисную ситуацию, чувствует напряжение из-за того, что привычные действия, которые он применял ранее, перестают работать. Он интуитивно чувствует, что выход есть и нужны другие, непривычные для него действия. Но зачастую человеку неясно, какие это должны быть действия и как их делать. 

Слово «кризис» основано от греческого kreses, что означает «исход, решение, поворотный пункт». Обратите внимание, какой потенциал заложен в самом слове!

Когда я работаю человеком, мне важно подержать в нём веру, что в данный момент он получает возможность черпать много сил из самого состояния, несмотря на болезненность этого процесса.

Недавно встретила такое высказывание: «Кризис – это край жизни».  Вначале мне показалось, что это слишком категорично. Поразмышляв, всё-таки согласилась с ним. Кризис – это некая условная черта, которая разделяет прежний мир человека и новые условия его жизни. Но только от него самого будет зависеть – шагнёт он на новый уровень собственного развития или останется там, где и был.

Так почему же люди не любят кризисы? Чаще всего из-за того, что в этот момент человека переполняют эмоции и переживания, которые неприятны – это страх, злоба, вина, беспомощность, отчаяние, одиночество, безнадёжность и обида. Переживать эти моменты непросто. Подсознательно мы так или иначе пытаемся их избежать. Однако никому не удаётся это сделать в полной мере.

Кризис кризису рознь

Когда я начинаю размышлять о кризисах, то у меня создаётся ощущение, что мы короткими перебежками бегаем от одного кризиса к другому.

Каждые 7-10 лет человек сталкивается с очередным возрастным кризисом. Как-то повелось, что больше всего людей волнует два кризиса – подросткового возраста и середины жизни. Остальные остаются в тени. Обязательно напишу серию заметок про то, с какими кризисами возраста нам приходится иметь дело в течение жизни. Как говорится, информирован, значит, вооружён.

В профессиональной жизни хотя бы один раз каждого из нас Вас настигал карьерный кризис. Возрастные и профессиональные кризисы можно отнести к так называемым кризисам развития.

Если вдруг происходит какая-то ситуация, которая выходит за рамки нормального человеческого опыта и к которым мы оказываемся не готовы, тогда можно говорить о том, что мы переживаем травматический кризис. Иногда эти события кратковременны и не оставляют долго незаживающих рубцов на душе. Сложнее, если травматический кризис длится годами. Например, человек подвергается длительное время физическому или эмоциональному насилию. В таких случаях для того, чтобы его жизнь вернулась в нормальное состояние, требуется помощь специалистов и усилия самого человека.

В течение жизни мы можем периодически переживать утраты. Иногда они очень болезненны и глобальны – это смерть близких нам людей, полная утрата имущества и пр. В этом случае мы сталкиваемся с кризисами утраты. К сожалению, многие люди не знают, как правильно горевать об утрате. Более подробно про это я писала здесь.

Кризис приближается. Не прозевайте!

Я сейчас перечислю признаки приближающегося кризиса развития. Этот тип, как правило, развивается постепенно в большинстве случаев.

Итак. Сначала в жизни человека появляется проблема, из-за которой он испытывает определённый дискомфорт. Он пробует её разрешить привычными способами, но очень скоро обнаруживает, что они перестали работать для этой конкретной ситуации. Постепенно этот дискомфорт начинает распространяться на другие сферы жизни, оказывая на неё влияние.

Неразрешённая проблема, словно неудалённая заноза, начинает влиять на физическое состояние и вызывает значительные неудобства и боль. Сон становится поверхностным, тревожным и прерывистым. Некоторые люди лишаются аппетита, другие, напротив, начинают прибегать к еде как способу расслабления. От тех дел, которые вызывали раньше радость и удовлетворение, человек начинает испытывать раздражение. Внутри нарастает неудовлетворённость и накапливается усталость.

Постепенно напряжение начинает прорываться наружу и влияет на отношения с окружающими и близкими людьми. Вспыхивают ссоры, растёт напряжённость, портятся отношения.

И, в конце концов, возникает стойкое ощущение, что «со мной что-то не так». Человек ощущает, что именно в нём есть какая-то особенность, стиль общения, восприятие критики, которые мешают его продвижению вперёд. И в этот момент он понимает, что попал в кризис и ему нужно искать выход.
Вот на этом драматическом моменте я поставлю сегодня точку. Продолжение следует.

_______

Маленький приятный бонус тем, кто добрался до финала сегодняшней заметки

Небольшое видеоинтервью со мной, из которого Вы узнаете, как проходить через профессиональные кризисы с наилучшим результатом и сделать так, чтобы кризис не превратился в пике, а стал толчком к новым изменениям в жизни и карьере.


Небольшая предыстория. Мы часто и много общаемся с моей молодой коллегой, бизнес-тренером Алёной Лаптевой за чашкой чая на моей кухне. Мне очень нравится та глубина вопросов, которые задаёт мне Алёна. У неё явно есть талант к ведению видеоинтервью. Поэтому возникла идея записать этот материал. От идеи до воплощения времени прошло совсем немного. Отдельная благодарность Карену Погосяну за профессиональную видеозапись и Морозовой Елене за предоставленное помещение.


Комментариев нет:

Отправить комментарий