ЛЮДИ РЯДОМ
Уже не
помню, когда и при каких условиях мы попали в «френд-ленту» друг друга. Но я
постоянно читаю её посты и рассматриваю фотографии. По двум причинам. Первое -
мне интересно, как сделать творчество способом обеспечения своей семьи. Второе
– как совмещать творчество и многодетное одинокое материнство. Я прошла в своей
жизненной истории длительный подобный период. Но у меня один
ребёнок. А у моей героини их пятеро.
У нас в
обществе бытует мнение, что, если женщина одинока и многодетна, с ней что-то не
так. У нас вообще ко многим вещам предвзятое отношение. Я беседовала с Галей и
чувствовала, как непросто ей в её ситуации. Но, с другой стороны, я видела, что
она мужественно преодолевает внешние и внутренние преграды. Это вызывает у меня
особое восхищение.
За что я
люблю свои беседы с людьми о них самих? Я не знаю, куда нас приведёт разговор.
И очень часто самое важное и ценное случается именно тогда, когда уже закончена
беседа, но мы ещё окончательно не распрощались. Поэтому я не спешу выключить
диктофон. Вот и в этот раз в самом конце мы вышли на очень важную тему – о том,
как преодолеть внутренние запреты на ту жизнь, которой хочется жить.
Благодарю
искренне мою собеседницу за то, что она всё-таки дала себе разрешение показать
все сложности многодетности и искренне рассказать о них. Без ретуши, от всего
сердца. Что-то мне подсказывает, что впереди у Гали много интересных проектов и
событий. Я от всего сердца желаю ей вдохновения, простых человеческих радостей
и побольше моментов благодатной тишины.
— Галина, давайте сразу начнём с Вашей работы-творчества. Когда Вы начали
заниматься валянием шерсти? Я подозреваю, что в начале это было просто хобби.
Как оно пришло в Вашу жизнь?
— Валять
шерсть я начала совершенно случайно. Постоянно какими-то творческими делами
занималась. Немного рисовала. Два раза мы с моей сестрой участвовали в конкурсе
альтернативной моды. И даже заняли первое место. У нас была коллекция по
культуре ацтеков "Легенда о смежности крыльев". Но о валянии
никогда не думала, даже толком про него не слышала, пока моя подруга им «не
загорелась». Однажды она сама какую-то вещь сделала, а потом приехала ко мне и
сказала: «Мы с тобой будем валять шарфик, доставай ткань, какая у тебя есть». Я
достала какую-то шторку, кусочки «не пойми чего». В общем, мы с ней сделали
шарф и были счастливы. Нам казалось, что это какая-то безумно красивая
вещь, что-то такое оригинальное и творческое. Мы его показывали всем,
рассказывали, как это вообще классно. А все просто хмыкали, никто нас не
похвалил. И я подумала, что наверное люди просто не доросли до такой творческой
вещи, слишком она оригинальная для нашего провинциального Хабаровска. А недавно
я нашла этот шарфик, и сама просто в ужасе. Потому что мы выбрали совершенно
неподходящий материал, и выглядит он, конечно, так себе и размера совершенно не
того. На нём две основные проблемы начинающих валяльщиц видны сразу. Во-первых,
совершенно неправильно подобран материал, а во-вторых, не учтено, что вещь в
процессе валяния «сядет» практически на половину. Но при этом он креативный.
Коллекция одежды "Легенда о смежности крыльев" |
— Скажите, Галя, как давно это было?
Сколько времени назад это было?
—
Примерно три с половиной года назад. В декабре будет три года как я веду
мастер-классы. Достаточно быстро я от изготовления изделий перешла к тому, что
стала обучать других людей.
— А изначально Вы по специальности
кто? Чем Вы занимались до этого?
—
По образованию я педагог-психолог. Но я психологом не работала. У меня был свой
частный детский садик в съёмном помещении и нанятым персоналом. Но поняла, что
мне детей хватает моих и для меня других детей слишком много. Мастер-классы для
детей я стараюсь не вести, потому что мне общения с детьми хватает и дома. У
моего бывшего мужа был компьютерный сервис, я ему помогала. Но основное время я
была просто дома, занималась своими детьми.
— Фактически у всех начинающих
предпринимателей, когда они выходят на рынок, есть некие страхи и сомнения. У
Вас были какие-то страхи – получится/не получится? Как это продвигать, чтобы
узнало, как можно больше людей? Или Вы как-то благополучно этот период прошли?
—
Мы начинали вести мастер-классы с моей подругой. Это была для меня очень
большая поддержка, она – смелая женщина и, мне кажется, я бы одна не начала их
так быстро вести. Я бы долго сомневалась и переживала. У меня до сих пор бывают
страхи и сомнения, а на первых порах тем более. Для меня была важна её
поддержка и уверенность, что у нас всё получится. Я сама обычно очень долго
начинаю всё. Хотя садик я тоже решила и открыла. В принципе, если какая-то идея
возникает в моей голове, то я начинаю её реализовывать. Но страхов у меня
всегда очень много.
— Как Вам удаётся с ними
справляться?
—
Ой, мне кажется, что я не очень с ними справляюсь (вздыхает). Я до сих пор
очень сильно боюсь. Но я сейчас стараюсь всё-таки осознавать: что именно я
сейчас боюсь и что за этим стоит? Потому что обычно творческие страхи касаются
вовсе не творчества. Это, в основном, страхи из детства. Они просто сейчас
переносятся на творчество. Если я сейчас облажаюсь, совершу какую-то ошибку, то
все от меня отвернутся и перестанут любить. Мне очень страшно ошибаться, не
быть идеальной. Если не на 150% всё сделано, то я начинаю себя очень сильно
грызть. И для меня это постоянная работа – учиться себя поддерживать и меньше
критиковать. Критику перевести в конструктивное русло. Но я понимаю, что я
только в самом начале пути.
На мастер-классах работа находится людям всех возрастов |
— Галя, скажите, Ваша семья Вас
поддерживает в Вашем начинании?
—
Я – разведённая женщина. Моя основная семья – это мои пятеро детей. Старшему
ребёнку 13 лет. И тут о какой-то поддержке говорить сложно. Моя мама
считает, что то, чем я занимаюсь, это какое-то развлечение. Она к этому не
относится серьёзно. Одна из таких вещей, с которой приходится постоянно
справляться – это сценарий, доставшийся от мамы: «Нужно работать очень тяжело
на нелюбимой работе и зарабатывать мало денег». Так живут «правильные» женщины
нашего рода. Поэтому любимая работа и какое-то творческое дело в этот сценарий
не сильно вписывается. Только год назад (хотя я уже занимаюсь этим три года), я
сама себе разрешила заниматься творчеством как работой, а не хобби. До этого
мне постоянно приходилось говорить, что это хобби, даже самой себе. Тогда мне
можно заниматься творчеством. А признать, что творчество может быть работой
было очень сложно. Работа должна быть стабильной, официальной, пятидневной. А к
фрилансу я только начинаю более-менее спокойно относиться. Я – фрилансер, я
сама нахожу себе работу, связанную с творчеством, и я имею на это право.
Пока
была маленькой дочка, я не могла этим регулярно работать. Я делаю вещи на
заказ, но тоже не очень часто. А готовиться к мастер-классам и выделить для них
один день в неделю я могу, мне так удобно работать, имея пятерых детей. Для
того, чтобы делать вещи, нужно больше времени.
— Галя, пятеро детей в наше время –
это нечастое явление. Я так понимаю, что Вы тоже из многодетной семьи. Сколько детей
было в Вашей родительской семье?
—
Да. У меня мама была два раза замужем. У неё четверо детей – по два ребёнка от
каждого брака.
— Ваша многодетность – это осознанный
выбор? Или просто так сложилось, и Вы сохраняли жизни своим детям?
—
Когда я была подростком, я не собиралась быть многодетной. Я знала, что это
достаточно большой труд. И у ребёнка из многодетной семьи есть свои сложности. Но
у меня был период в жизни, когда я очень сильно увлекалась тренингами
личностного роста. И на одном из тренингов парень рассказывал про свою семью,
что у него четыре брата. Он так вдохновенно про это рассказывал, и тренер тоже
говорил о многодетности, что мне захотелось тоже стать многодетной. У меня была
достаточно идеалистическая картинка на тот момент времени. Сейчас у меня пятеро
детей и всё не так безоблачно, как тогда представилось мне. В нашей семье у
моих сестёр тоже по несколько детей. Но я не рассчитывала, что я к 30 годам
стану мамой такого количества детей. За 10 лет я родила пятерых – у меня четыре
сына и младшая дочка. У меня дети с небольшой разницей в возрасте - 13, 8,
близняшкам по 6 и дочке три года. Я скажу Вам правду, мне очень тяжело. Это не
от количества детей, а от отсутствия поддержки в этой ситуации. Я совершенно не
ожидала, что у меня в жизни получится именно так.
Галина Мазикина и её четыре сыночка и лапочка-дочка |
— Материнство – это тяжёлый труд. Что
Вам помогает сохраняться в этой ситуации? Очень созвучно – мне бо́льшую часть
времени приходилось в одиночку воспитывать свою дочь. Но одного ребёнка
воспитывать – не пятерых. Я здесь, конечно, параллели не провожу. Что Вам помогает в те минуты, когда усталость, отчаяние, когда накапливается, а помощи
ждать, по большому счёту, не от куда?
—
У меня есть режим. Я даю себе отдых в обязательном порядке. Суббота у нас –
день семейный, когда мы с детьми проводим время вместе. Я проверяю домашние
задания, мы что-то делаем. В воскресенье я провожу мастер-классы. А в
понедельник я стараюсь категорически не делать ни семейные дела, ни дела,
связанные с работой. Устраиваю себе разгрузочный день. Это такое разрешение,
вырванное у себя самой с большим трудом. Я недавно нарушила это правило и
отдыхала урывками в течение месяца. А потом у меня случился нервный срыв – я
кричала на детей и подзатыльники все получили. Я чувствовала себя ужасно и у
меня была дикая депрессия. Тогда я поняла, что дни отдыха мне просто необходимы.
Особенно учитывая, что мастер-классы у меня по длительности могут быть часов по
шесть плюс час подготовки перед ним, и час после него. Это восемь часов очень
интенсивной деятельности. Ни поесть не успеваю, ни присесть и всё время
разговариваю. И много бегаю от клиентки к клиентке, чтобы у них точно
получились все вещи.
А в субботу все дома, устраивают бедлам и нужно быть очень
включённой. Как только я пытаюсь отвлечься, начинается какое-то безумие – дети
что-то ломают, разливают что-нибудь по всей квартире, кто-то кого-то ударил,
кто-то откуда-то упал. В общем, это какой-то караул! И поэтому я должна
отдыхать, потому что у моей нервной системы есть какой-то лимит. Я учусь его не
превышать.
Но
соблюдать эти правила мне непросто, потому что внутри есть какая-то
уверенность, что всё должно быть очень сложно и беспросветно. Особенно у
многодетной матери, которая воспитывает детей одна. У меня ощущение, что моя
работа проходит на каком-то внутреннем пространстве – разрешить себе жить легко
и приятно, насколько это может у меня сейчас получиться. Потому что я регулярно
сама себе жизнь усложняю. Когда пятеро детей, основная нагрузка не физическая,
надо со всеми поговорить, всех выслушать, в каждого включиться. Состояние
усталости довольно сильно после этого. Они же все одновременно говорят. Очень
сильно шумят, всё время что-то придумывают. У меня очень шумные дети, не
меланхоличные. Игры у них креативные и интересные, но это постоянный погром и
постоянный гул, как рядом с ульем.
На отдыхе |
— Для многих женщин творчество – это
способ разгрузки. А в Вашем случае это прежде всего работа. И в неё большая
отдача идёт. А что ещё есть в Вашей жизни, что помогает Вам этот баланс
соблюдать?
—
Получается, что меня на большее особо не хватает. Быт, дом, приготовление пищи
тоже всё на мне. В работе у меня есть сезон, а есть несезон. Сейчас сезон –
мастер-класс и заказы идут. А летом гораздо спокойнее. Поэтому у меня есть
время на общение с друзьями, на культурные мероприятия. А сейчас очень много общения
с клиентками и детьми, поэтому я стараюсь выбрать отдых уединённый. Например,
пойти одной поплавать в бассейне. Я люблю одна посидеть в кафе. В спокойном
красивом месте и побыть одной. По своей природе я достаточно интровертивный
человек и мне одиночества не хватает очень сильно. Я постоянно нахожу время и
возможность побыть одной. Вот так я отдыхаю. И желательно не дома, потому что
дома есть огромное количество дел, которые нужно делать. И куда глаз не упадёт,
всё напоминает о том, что я что-то не сделала. К тому же у меня двое
школьников, они приходят со школы и просят внимания. В понедельник я стараюсь
куда-нибудь уйти, чтобы провести время спокойно и в тишине. Даже если в кафе
играет достаточно громкая музыка, после дома это всё равно воспринимается как
тихое и спокойное место.
— Галя, а о чём Вы вообще мечтаете?
—
Раньше я считала, что мне в моей жизни очень не хватает путешествий. Так
сложилось, что я почти никуда не ездила и почти нигде не была. Но в последнее
время даже путешествий не хочется. Хочется, чтобы дети подросли, иметь больше
возможностей свою жизнь контролировать. Больше отдыха и какой-то более
размеренной жизни. У меня очень простые стали желания. Состояние, что нужно постоянно
куда-то бежать, кого-то спасать и что-то делать, очень утомляет. Хочется покоя
и тишины. У меня очень много деятельности. Просто лечь не помогает, потому что в голове
тоже постоянно мыслительный процесс. Хочется отпустить руки. Перестать пытаться
всё проконтролировать, принять и успокоиться.
— А из планов?
—
Я хочу вступить в Союз художников. Появилась у меня такая идея. Это, конечно,
не быстрый процесс, но потихоньку можно действовать в этом направлении.
На мастер-классе |
— Многие люди, которые находятся на
профессиональном перепутье, часто задают такой вопрос: «А что будет, если я
сейчас начну, раскручусь, это начнёт приносить мне деньги, но перестанет
приносить мне удовольствие? И жалко будет бросать это всё раскрученное». Есть
ли у Вас подобные страхи? Как Вы вообще к этому относитесь? Должно ли дело
жизни быть на всю жизнь?
—
Я не загадываю, что это дело на всю жизнь. Для меня валяние – это сейчас очень
удобный способ зарабатывать. Я пыталась устроиться на работу по найму и поняла,
что это нереалистично совершенно. С пятью детьми, с дошколятами, на работу меня
куда-то не возьмут. Берут либо на проценты, либо на какую-то разовую работу и
это всё достаточно небольшие деньги. На полный рабочий день 8 000 рублей.
И валяние для меня – это способ заработка, который я могу себе позволить в
плане времени. Я отношусь к этому так, потому что я не знаю, дело это моей
жизни или нет. Когда я начинала, я думала, что это просто очередное увлечение. Но
я ничем так долго не увлекалась одним. Очень хочется стать раскрученным
мастером, в том числе, и по изготовлению своих вещей. Но я пока слишком мало их
делаю.
Но
вообще мне интересна идея о личном бренде, чтобы раскручивать себя не как
мастера, а себя как человека. Я одно время вела блог на Хабмаме (прим. – Форум
хабаровских родителей) как многодетная мама. Я думаю, что люди, которые интересуются тобой
как человеком, интересуются и теми делами, которые ты делаешь. Поэтому все мои
аккаунты они достаточно личные. Там не только о шерсти и войлоке, но и обо мне,
и о семье. И иногда человек мне говорит: «Я пришёл к Вам на мастер-класс для
того, чтобы с Вами познакомиться». Других мест, где со мной можно встретиться
практически нет, а на мастер-класс со мной можно прийти пообщаться.
— Галя, ещё вот какой вопрос: Очень
часто у людей, которые хотят научиться что-то делать руками, у них есть страх –
у меня на это нет таланта, художественного вкуса. Многие женщины ставят
ограничения – я туда не пойду, потому что я этого боюсь. Скажите, валять шерсть
может в принципе любая женщина научиться или для этого нужен какой-то
определённый талант?
—
Если мы говорим о мокром валянии, то тут самое основное ограничение – это
какие-то болезни суставов. Если руки не гнутся, то сделать это фактически
невозможно. А просто валять шерсть может научиться каждая.
— Даже если у неё нет художественного
вкуса?
Здесь
ещё вопрос характера человека – самые лучшие вещи получаются у людей, которые
по жизни очень лёгкие. Они очень спокойно к процессу относятся, понимают, что
новички, что пришли учиться, у них есть понимание чего они хотят, но нет
какой-то зацикленности на результат. Они спокойно относятся к тому, что может
получиться не так, как они себе это представляли, но спокойно к этому
относятся. Если ты не знаком с техникой, а в ней есть свои сложности, и если
что-то сделать невнимательно, то просто можно сделать дырявую вещь. Если же
человек сильно зациклен на том, что он хочет сделать именно так, как он
представляет и ещё своим путём, то с ним часто бывают большие сложности.
— А у Вас уже есть ученицы, которые
сами ведут мастер-классы?
—
Если честно, то у нас в Хабаровске мокрое валяние не очень популярно. Есть
ученица, которая начала сама валять после мастер-класса и делает вещи на заказ.
У меня мастер-классы в основном для новичков, которые хотят просто попробовать.
Они сначала приходят ко мне, потом на глину, потом на скрапбукинг, потом ещё
куда-нибудь. А тех, кто приходит научиться именно валянию – их на самом деле
немного.
— А какие женщины по возрасту приходят
к Вам обычно обучаться?
—
По возрасту обычно от 30 до 56-58. Молодые девочки приходят очень редко. Ко мне
приходила женщина, которой больше 60, на мастер-класс по изготовлению фей. Так
вот она теперь делает картины из шерсти и продаёт их. Рукодельница должна не
только что-то делать хорошо, но должна и уметь себя раскручивать, продавать. Есть
люди, которые что-то делают, выставляют это на своей страничке, где 200 подписчиков
и на этом останавливаются – «Мои вещи никому не интересны». А есть люди,
которые вкладывают время, чтобы раскрутить себя как мастера, как специалиста и
у вторых продажи гораздо больше, даже если первые делают что-то достойное.
— То есть хочешь – не хочешь, но от
продаж ты никуда не убежишь, если хочешь, чтобы твои вещи покупали.
—Да.
Я продаю свои мастер-классы, но очень мало занимаюсь продажей своих вещей. Соответственно,
мастер-классы у меня продаются, вещи у меня продаются гораздо хуже. В моей ситуации
мне нужно очень чётко расставлять приоритеты и только на самое важное тратить
время. У меня есть мечта – начать раскручивать свои вещи, но пока это в планах,
которые по дате не конкретизированы. Когда у меня появится больше свободного
времени.
— Галина, а детишки ваши они как-то
проявляют интерес к творчеству вашему?
—
У меня пацаны. Дочке три. Она пытается пока только схватить шерсть, поесть
шерсть, порезать шерсть. А старшие мальчишки у меня сделали по одной картине,
ребёнок, которому восемь, сделал несколько феечек, а вместе мы как-то сваляли
подушку. Интерес у них появляется очень редко и совсем небольшой.
— То есть это, наверное, больше
женский вид творчества?
—
Изначально валяльщиками были мужчины. Особенно пимокатами – теми, кто создаёт обувь.
Потому что это достаточно тяжёлый физический процесс. Нужно поработать руками и
вложить туда достаточно много физической силы. Это касается именно мокрого
валяния. А сейчас, когда войлок стал популярным, очень мало мужчин, которые
этим занимаются.
— Всё-таки и здесь женщины заняли
лидирующее положение.
—
Да, много женщин валяют обувь домашнюю и уличную. И сумки, и какие-то объёмные
вещи. Делают это с удовольствием и радостью, а мужчин в этом ремесле совсем
мало.
— Спасибо, Галина, за этот подробный
рассказ о Вашем ремесле и о себе как о человеке. Может быть есть ещё что-то,
чем бы Вы хотели со мной поделиться?
—
Меня постоянно приглашают куда-то читать лекции на тему: как я выживаю с пятью
детьми, как я совмещаю материнство и творчество. Я отказываюсь, потому что у
меня нет какого-то рецепта. В моей ситуации я просто разбираю какие-то
внутренние завалы и даю себе отдыхать. С этими двумя мыслями никуда не пойдёшь.
У меня постоянно направленность на какую-то гонку – это мои ответственность и
перфекционизм меня туда загоняют. Мне всё время нужно что-то доказать. Я
поэтому себя успокаиваю, в моём случае это действует. А у кого нет такого
невротического синдрома куда-то бежать, ему эта возможность давать себе отдых
может и не помочь. Поэтому надо понимать, почему у каждого конкретного человека
происходит какой-то ступор.
Не бывает неталантливых людей |
— На самом деле, Галя, то, о чём Вы
сейчас сказали, это важно для очень большого количества людей вокруг. Потому
что мы ориентированы в массе своей на выживание. И дать себе разрешение – для
многих эта идея очень актуальна.
—
Да, я тоже себя на этом часто ловлю. Ну всё, ты уже выжила, самые трудные
времена уже позади. Хватит выживать, живи уже.
— Да, точно. Рано или поздно приходит
понимание, что это моя жизнь, я у себя одна и я хочу её прожить так, как я
хочу, а не из состояния вечного выживания. Мне то, о чём Вы говорите, для меня
близко и понятно, и я каждый день с собой разговариваю и на утренних прогулках
позволяю себе быть только сегодня и жить так, как хочется.
—
Это такой момент, которому и я учусь. Я сильно боюсь будущего. Зачем про него
думать? Я не знаю, как там будет дальше. У меня есть страх, что мы помрём с
голоду. А потом я себя останавливаю тем, что говорю себе, что мы не померли с
голоду, когда дочка была совсем маленькой. Когда это было гораздо тяжелее. Вы
не вставляйте это в интервью, потому что мне стыдно за этот страх.
— Слушайте, вот именно это и надо
сказать. Потому что мне очень хочется показать живых людей, с их сомнениями,
тревогами, с внутренней борьбой. Меня очень напрягают эти маркетинговые истории
про то, как всё было плохо-плохо, а потом я что-то такое сделал и всё, теперь у
меня только хорошо. Но я уверена, что жизнь не линейна. Бывает, что отбрасывает
назад. И вот как разрешить себе идти дальше, несмотря на эти перепады – это то,
что самое ценное в нашем опыте. Каждая история совершенно уникальна.
—
Я тоже понимаю, почему я не хожу читать лекции, потому что у людей есть
ожидания, что я справилась со всеми своими проблемами. А меня нет истории суперуспеха.
У меня прямо сейчас есть проблемы и я прямо сейчас с ними справляюсь. Да и у
меня столько вещей, с которыми я не справляюсь, что это просто караул.
На Японском море |
— Я почему-то уверена, что за каждой
историей суперуспеха есть определённая трагедия. Нужно тратить колоссальное
количество энергии, чтобы маску суперуспеха поддерживать.
—
Одно из разрешений, которое мне удалось себе дать – это разрешение показывать
свою слабость. У нас в обществе, к сожалению, к разведённой многодетной матери
отношение, мягко говоря, неоднозначное. Приходится слушать кучу не очень
приятных комментариев в свой адрес. И поэтому я очень долго старалась делать
вид, что у меня вообще всё в порядке. Но когда я разрешила себе показывать, что
я устаю и не справляюсь, и не корить себя за это, мне стало значительно проще. Я
перестала поддерживать маску инстаграмной супер-многодетной мамы, которой всё
чудесно и всё шикарно, красивые и чистые дети, и у неё находится время, чтобы
привести в порядок ещё и себя.
— Вот это самое важное во всех этих
историях. И спасибо Вам огромное за это, Галя! Успехов Вам и всего самого
хорошего!
Записано
в ноябре 2016 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий