вторник, 6 декабря 2016 г.

ГАЛИНА МАЗИКИНА: Я РАЗРЕШИЛА СЕБЕ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ КАК РАБОТОЙ, А НЕ ХОББИ

ЛЮДИ РЯДОМ



Уже не помню, когда и при каких условиях мы попали в «френд-ленту» друг друга. Но я постоянно читаю её посты и рассматриваю фотографии. По двум причинам. Первое - мне интересно, как сделать творчество способом обеспечения своей семьи. Второе – как совмещать творчество и многодетное одинокое материнство. Я прошла в своей жизненной истории длительный подобный период. Но у меня один ребёнок. А у моей героини их пятеро.

У нас в обществе бытует мнение, что, если женщина одинока и многодетна, с ней что-то не так. У нас вообще ко многим вещам предвзятое отношение. Я беседовала с Галей и чувствовала, как непросто ей в её ситуации. Но, с другой стороны, я видела, что она мужественно преодолевает внешние и внутренние преграды. Это вызывает у меня особое восхищение.

За что я люблю свои беседы с людьми о них самих? Я не знаю, куда нас приведёт разговор. И очень часто самое важное и ценное случается именно тогда, когда уже закончена беседа, но мы ещё окончательно не распрощались. Поэтому я не спешу выключить диктофон. Вот и в этот раз в самом конце мы вышли на очень важную тему – о том, как преодолеть внутренние запреты на ту жизнь, которой хочется жить.

Благодарю искренне мою собеседницу за то, что она всё-таки дала себе разрешение показать все сложности многодетности и искренне рассказать о них. Без ретуши, от всего сердца. Что-то мне подсказывает, что впереди у Гали много интересных проектов и событий. Я от всего сердца желаю ей вдохновения, простых человеческих радостей и побольше моментов благодатной тишины. 


 Галина, давайте сразу начнём с Вашей работы-творчества. Когда Вы начали заниматься валянием шерсти? Я подозреваю, что в начале это было просто хобби. Как оно пришло в Вашу жизнь? 

Валять шерсть я начала совершенно случайно. Постоянно какими-то творческими делами занималась. Немного рисовала. Два раза мы с моей сестрой участвовали в конкурсе альтернативной моды. И даже заняли первое место. У нас была коллекция по культуре ацтеков "Легенда о смежности крыльев". Но о валянии никогда не думала, даже толком про него не слышала, пока моя подруга им «не загорелась». Однажды она сама какую-то вещь сделала, а потом приехала ко мне и сказала: «Мы с тобой будем валять шарфик, доставай ткань, какая у тебя есть». Я достала какую-то шторку, кусочки «не пойми чего». В общем, мы с ней сделали шарф и были счастливы. Нам казалось, что это какая-то безумно красивая вещь, что-то такое оригинальное и творческое. Мы его показывали всем, рассказывали, как это вообще классно. А все просто хмыкали, никто нас не похвалил. И я подумала, что наверное люди просто не доросли до такой творческой вещи, слишком она оригинальная для нашего провинциального Хабаровска. А недавно я нашла этот шарфик, и сама просто в ужасе. Потому что мы выбрали совершенно неподходящий материал, и выглядит он, конечно, так себе и размера совершенно не того. На нём две основные проблемы начинающих валяльщиц видны сразу. Во-первых, совершенно неправильно подобран материал, а во-вторых, не учтено, что вещь в процессе валяния «сядет» практически на половину. Но при этом он креативный. 

Коллекция одежды "Легенда о смежности крыльев" 
— Скажите, Галя, как давно это было? Сколько времени назад это было?

— Примерно три с половиной года назад. В декабре будет три года как я веду мастер-классы. Достаточно быстро я от изготовления изделий перешла к тому, что стала обучать других людей.

— А изначально Вы по специальности кто? Чем Вы занимались до этого?

— По образованию я педагог-психолог. Но я психологом не работала. У меня был свой частный детский садик в съёмном помещении и нанятым персоналом. Но поняла, что мне детей хватает моих и для меня других детей слишком много. Мастер-классы для детей я стараюсь не вести, потому что мне общения с детьми хватает и дома. У моего бывшего мужа был компьютерный сервис, я ему помогала. Но основное время я была просто дома, занималась своими детьми.

— Фактически у всех начинающих предпринимателей, когда они выходят на рынок, есть некие страхи и сомнения. У Вас были какие-то страхи – получится/не получится? Как это продвигать, чтобы узнало, как можно больше людей? Или Вы как-то благополучно этот период прошли?

— Мы начинали вести мастер-классы с моей подругой. Это была для меня очень большая поддержка, она – смелая женщина и, мне кажется, я бы одна не начала их так быстро вести. Я бы долго сомневалась и переживала. У меня до сих пор бывают страхи и сомнения, а на первых порах тем более. Для меня была важна её поддержка и уверенность, что у нас всё получится. Я сама обычно очень долго начинаю всё. Хотя садик я тоже решила и открыла. В принципе, если какая-то идея возникает в моей голове, то я начинаю её реализовывать. Но страхов у меня всегда очень много.

— Как Вам удаётся с ними справляться?

— Ой, мне кажется, что я не очень с ними справляюсь (вздыхает). Я до сих пор очень сильно боюсь. Но я сейчас стараюсь всё-таки осознавать: что именно я сейчас боюсь и что за этим стоит? Потому что обычно творческие страхи касаются вовсе не творчества. Это, в основном, страхи из детства. Они просто сейчас переносятся на творчество. Если я сейчас облажаюсь, совершу какую-то ошибку, то все от меня отвернутся и перестанут любить. Мне очень страшно ошибаться, не быть идеальной. Если не на 150% всё сделано, то я начинаю себя очень сильно грызть. И для меня это постоянная работа – учиться себя поддерживать и меньше критиковать. Критику перевести в конструктивное русло. Но я понимаю, что я только в самом начале пути. 

На мастер-классах работа находится людям всех возрастов 
— Галя, скажите, Ваша семья Вас поддерживает в Вашем начинании?

— Я – разведённая женщина. Моя основная семья – это мои пятеро детей. Старшему ребёнку 13 лет. И тут о какой-то поддержке говорить сложно. Моя мама считает, что то, чем я занимаюсь, это какое-то развлечение. Она к этому не относится серьёзно. Одна из таких вещей, с которой приходится постоянно справляться – это сценарий, доставшийся от мамы: «Нужно работать очень тяжело на нелюбимой работе и зарабатывать мало денег». Так живут «правильные» женщины нашего рода. Поэтому любимая работа и какое-то творческое дело в этот сценарий не сильно вписывается. Только год назад (хотя я уже занимаюсь этим три года), я сама себе разрешила заниматься творчеством как работой, а не хобби. До этого мне постоянно приходилось говорить, что это хобби, даже самой себе. Тогда мне можно заниматься творчеством. А признать, что творчество может быть работой было очень сложно. Работа должна быть стабильной, официальной, пятидневной. А к фрилансу я только начинаю более-менее спокойно относиться. Я – фрилансер, я сама нахожу себе работу, связанную с творчеством, и я имею на это право.

Пока была маленькой дочка, я не могла этим регулярно работать. Я делаю вещи на заказ, но тоже не очень часто. А готовиться к мастер-классам и выделить для них один день в неделю я могу, мне так удобно работать, имея пятерых детей. Для того, чтобы делать вещи, нужно больше времени.

— Галя, пятеро детей в наше время – это нечастое явление. Я так понимаю, что Вы тоже из многодетной семьи. Сколько детей было в Вашей родительской семье?

— Да. У меня мама была два раза замужем. У неё четверо детей – по два ребёнка от каждого брака.

— Ваша многодетность – это осознанный выбор? Или просто так сложилось, и Вы сохраняли жизни своим детям?

— Когда я была подростком, я не собиралась быть многодетной. Я знала, что это достаточно большой труд. И у ребёнка из многодетной семьи есть свои сложности. Но у меня был период в жизни, когда я очень сильно увлекалась тренингами личностного роста. И на одном из тренингов парень рассказывал про свою семью, что у него четыре брата. Он так вдохновенно про это рассказывал, и тренер тоже говорил о многодетности, что мне захотелось тоже стать многодетной. У меня была достаточно идеалистическая картинка на тот момент времени. Сейчас у меня пятеро детей и всё не так безоблачно, как тогда представилось мне. В нашей семье у моих сестёр тоже по несколько детей. Но я не рассчитывала, что я к 30 годам стану мамой такого количества детей. За 10 лет я родила пятерых – у меня четыре сына и младшая дочка. У меня дети с небольшой разницей в возрасте - 13, 8, близняшкам по 6 и дочке три года. Я скажу Вам правду, мне очень тяжело. Это не от количества детей, а от отсутствия поддержки в этой ситуации. Я совершенно не ожидала, что у меня в жизни получится именно так.

Галина Мазикина и её четыре сыночка и лапочка-дочка
— Материнство – это тяжёлый труд. Что Вам помогает сохраняться в этой ситуации? Очень созвучно – мне бо́льшую часть времени приходилось в одиночку воспитывать свою дочь. Но одного ребёнка воспитывать – не пятерых. Я здесь, конечно, параллели не провожу. Что Вам помогает в те минуты, когда усталость, отчаяние, когда накапливается, а помощи ждать, по большому счёту, не от куда?

— У меня есть режим. Я даю себе отдых в обязательном порядке. Суббота у нас – день семейный, когда мы с детьми проводим время вместе. Я проверяю домашние задания, мы что-то делаем. В воскресенье я провожу мастер-классы. А в понедельник я стараюсь категорически не делать ни семейные дела, ни дела, связанные с работой. Устраиваю себе разгрузочный день. Это такое разрешение, вырванное у себя самой с большим трудом. Я недавно нарушила это правило и отдыхала урывками в течение месяца. А потом у меня случился нервный срыв – я кричала на детей и подзатыльники все получили. Я чувствовала себя ужасно и у меня была дикая депрессия. Тогда я поняла, что дни отдыха мне просто необходимы. Особенно учитывая, что мастер-классы у меня по длительности могут быть часов по шесть плюс час подготовки перед ним, и час после него. Это восемь часов очень интенсивной деятельности. Ни поесть не успеваю, ни присесть и всё время разговариваю. И много бегаю от клиентки к клиентке, чтобы у них точно получились все вещи. 

А в субботу все дома, устраивают бедлам и нужно быть очень включённой. Как только я пытаюсь отвлечься, начинается какое-то безумие – дети что-то ломают, разливают что-нибудь по всей квартире, кто-то кого-то ударил, кто-то откуда-то упал. В общем, это какой-то караул! И поэтому я должна отдыхать, потому что у моей нервной системы есть какой-то лимит. Я учусь его не превышать.

Но соблюдать эти правила мне непросто, потому что внутри есть какая-то уверенность, что всё должно быть очень сложно и беспросветно. Особенно у многодетной матери, которая воспитывает детей одна. У меня ощущение, что моя работа проходит на каком-то внутреннем пространстве – разрешить себе жить легко и приятно, насколько это может у меня сейчас получиться. Потому что я регулярно сама себе жизнь усложняю. Когда пятеро детей, основная нагрузка не физическая, надо со всеми поговорить, всех выслушать, в каждого включиться. Состояние усталости довольно сильно после этого. Они же все одновременно говорят. Очень сильно шумят, всё время что-то придумывают. У меня очень шумные дети, не меланхоличные. Игры у них креативные и интересные, но это постоянный погром и постоянный гул, как рядом с ульем. 

На отдыхе 
— Для многих женщин творчество – это способ разгрузки. А в Вашем случае это прежде всего работа. И в неё большая отдача идёт. А что ещё есть в Вашей жизни, что помогает Вам этот баланс соблюдать? 

— Получается, что меня на большее особо не хватает. Быт, дом, приготовление пищи тоже всё на мне. В работе у меня есть сезон, а есть несезон. Сейчас сезон – мастер-класс и заказы идут. А летом гораздо спокойнее. Поэтому у меня есть время на общение с друзьями, на культурные мероприятия. А сейчас очень много общения с клиентками и детьми, поэтому я стараюсь выбрать отдых уединённый. Например, пойти одной поплавать в бассейне. Я люблю одна посидеть в кафе. В спокойном красивом месте и побыть одной. По своей природе я достаточно интровертивный человек и мне одиночества не хватает очень сильно. Я постоянно нахожу время и возможность побыть одной. Вот так я отдыхаю. И желательно не дома, потому что дома есть огромное количество дел, которые нужно делать. И куда глаз не упадёт, всё напоминает о том, что я что-то не сделала. К тому же у меня двое школьников, они приходят со школы и просят внимания. В понедельник я стараюсь куда-нибудь уйти, чтобы провести время спокойно и в тишине. Даже если в кафе играет достаточно громкая музыка, после дома это всё равно воспринимается как тихое и спокойное место.

— Галя, а о чём Вы вообще мечтаете?

— Раньше я считала, что мне в моей жизни очень не хватает путешествий. Так сложилось, что я почти никуда не ездила и почти нигде не была. Но в последнее время даже путешествий не хочется. Хочется, чтобы дети подросли, иметь больше возможностей свою жизнь контролировать. Больше отдыха и какой-то более размеренной жизни. У меня очень простые стали желания. Состояние, что нужно постоянно куда-то бежать, кого-то спасать и что-то делать, очень утомляет. Хочется покоя и тишины. У меня очень много деятельности.  Просто лечь не помогает, потому что в голове тоже постоянно мыслительный процесс. Хочется отпустить руки. Перестать пытаться всё проконтролировать, принять и успокоиться.

— А из планов?

— Я хочу вступить в Союз художников. Появилась у меня такая идея. Это, конечно, не быстрый процесс, но потихоньку можно действовать в этом направлении. 

На мастер-классе
— Многие люди, которые находятся на профессиональном перепутье, часто задают такой вопрос: «А что будет, если я сейчас начну, раскручусь, это начнёт приносить мне деньги, но перестанет приносить мне удовольствие? И жалко будет бросать это всё раскрученное». Есть ли у Вас подобные страхи? Как Вы вообще к этому относитесь? Должно ли дело жизни быть на всю жизнь?

— Я не загадываю, что это дело на всю жизнь. Для меня валяние – это сейчас очень удобный способ зарабатывать. Я пыталась устроиться на работу по найму и поняла, что это нереалистично совершенно. С пятью детьми, с дошколятами, на работу меня куда-то не возьмут. Берут либо на проценты, либо на какую-то разовую работу и это всё достаточно небольшие деньги. На полный рабочий день 8 000 рублей. И валяние для меня – это способ заработка, который я могу себе позволить в плане времени. Я отношусь к этому так, потому что я не знаю, дело это моей жизни или нет. Когда я начинала, я думала, что это просто очередное увлечение. Но я ничем так долго не увлекалась одним. Очень хочется стать раскрученным мастером, в том числе, и по изготовлению своих вещей. Но я пока слишком мало их делаю.

Но вообще мне интересна идея о личном бренде, чтобы раскручивать себя не как мастера, а себя как человека. Я одно время вела блог на Хабмаме (прим. – Форум хабаровских родителей) как многодетная мама.  Я думаю, что люди, которые интересуются тобой как человеком, интересуются и теми делами, которые ты делаешь. Поэтому все мои аккаунты они достаточно личные. Там не только о шерсти и войлоке, но и обо мне, и о семье. И иногда человек мне говорит: «Я пришёл к Вам на мастер-класс для того, чтобы с Вами познакомиться». Других мест, где со мной можно встретиться практически нет, а на мастер-класс со мной можно прийти пообщаться.

— Галя, ещё вот какой вопрос: Очень часто у людей, которые хотят научиться что-то делать руками, у них есть страх – у меня на это нет таланта, художественного вкуса. Многие женщины ставят ограничения – я туда не пойду, потому что я этого боюсь. Скажите, валять шерсть может в принципе любая женщина научиться или для этого нужен какой-то определённый талант?

— Если мы говорим о мокром валянии, то тут самое основное ограничение – это какие-то болезни суставов. Если руки не гнутся, то сделать это фактически невозможно. А просто валять шерсть может научиться каждая.

— Даже если у неё нет художественного вкуса?

— Для того, чтобы свалять варежки или шарф, которые подойдут к шубе, необязательно иметь художественный вкус. Ко мне приходят девочки разные. Одни уже занимались каким-либо творчеством и у них есть своё видение вещей. Дизайн вещи они тоже часто делают сами. Другие просто приходят попробовать. И тогда я подсказываю разные варианты, что можно сделать. Человек, который готов учиться и слушает мастера, он вполне сможет сделать себе хорошую вещь.

Здесь ещё вопрос характера человека – самые лучшие вещи получаются у людей, которые по жизни очень лёгкие. Они очень спокойно к процессу относятся, понимают, что новички, что пришли учиться, у них есть понимание чего они хотят, но нет какой-то зацикленности на результат. Они спокойно относятся к тому, что может получиться не так, как они себе это представляли, но спокойно к этому относятся. Если ты не знаком с техникой, а в ней есть свои сложности, и если что-то сделать невнимательно, то просто можно сделать дырявую вещь. Если же человек сильно зациклен на том, что он хочет сделать именно так, как он представляет и ещё своим путём, то с ним часто бывают большие сложности.

— А у Вас уже есть ученицы, которые сами ведут мастер-классы?

— Если честно, то у нас в Хабаровске мокрое валяние не очень популярно. Есть ученица, которая начала сама валять после мастер-класса и делает вещи на заказ. У меня мастер-классы в основном для новичков, которые хотят просто попробовать. Они сначала приходят ко мне, потом на глину, потом на скрапбукинг, потом ещё куда-нибудь. А тех, кто приходит научиться именно валянию – их на самом деле немного.

— А какие женщины по возрасту приходят к Вам обычно обучаться?

— По возрасту обычно от 30 до 56-58. Молодые девочки приходят очень редко. Ко мне приходила женщина, которой больше 60, на мастер-класс по изготовлению фей. Так вот она теперь делает картины из шерсти и продаёт их. Рукодельница должна не только что-то делать хорошо, но должна и уметь себя раскручивать, продавать. Есть люди, которые что-то делают, выставляют это на своей страничке, где 200 подписчиков и на этом останавливаются – «Мои вещи никому не интересны». А есть люди, которые вкладывают время, чтобы раскрутить себя как мастера, как специалиста и у вторых продажи гораздо больше, даже если первые делают что-то достойное.


— То есть хочешь – не хочешь, но от продаж ты никуда не убежишь, если хочешь, чтобы твои вещи покупали.

—Да. Я продаю свои мастер-классы, но очень мало занимаюсь продажей своих вещей. Соответственно, мастер-классы у меня продаются, вещи у меня продаются гораздо хуже. В моей ситуации мне нужно очень чётко расставлять приоритеты и только на самое важное тратить время. У меня есть мечта – начать раскручивать свои вещи, но пока это в планах, которые по дате не конкретизированы. Когда у меня появится больше свободного времени.

— Галина, а детишки ваши они как-то проявляют интерес к творчеству вашему?

— У меня пацаны. Дочке три. Она пытается пока только схватить шерсть, поесть шерсть, порезать шерсть. А старшие мальчишки у меня сделали по одной картине, ребёнок, которому восемь, сделал несколько феечек, а вместе мы как-то сваляли подушку. Интерес у них появляется очень редко и совсем небольшой.

— То есть это, наверное, больше женский вид творчества?

— Изначально валяльщиками были мужчины. Особенно пимокатами – теми, кто создаёт обувь. Потому что это достаточно тяжёлый физический процесс. Нужно поработать руками и вложить туда достаточно много физической силы. Это касается именно мокрого валяния. А сейчас, когда войлок стал популярным, очень мало мужчин, которые этим занимаются.

— Всё-таки и здесь женщины заняли лидирующее положение.

— Да, много женщин валяют обувь домашнюю и уличную. И сумки, и какие-то объёмные вещи. Делают это с удовольствием и радостью, а мужчин в этом ремесле совсем мало.

— Спасибо, Галина, за этот подробный рассказ о Вашем ремесле и о себе как о человеке. Может быть есть ещё что-то, чем бы Вы хотели со мной поделиться?

— Меня постоянно приглашают куда-то читать лекции на тему: как я выживаю с пятью детьми, как я совмещаю материнство и творчество. Я отказываюсь, потому что у меня нет какого-то рецепта. В моей ситуации я просто разбираю какие-то внутренние завалы и даю себе отдыхать. С этими двумя мыслями никуда не пойдёшь. У меня постоянно направленность на какую-то гонку – это мои ответственность и перфекционизм меня туда загоняют. Мне всё время нужно что-то доказать. Я поэтому себя успокаиваю, в моём случае это действует. А у кого нет такого невротического синдрома куда-то бежать, ему эта возможность давать себе отдых может и не помочь. Поэтому надо понимать, почему у каждого конкретного человека происходит какой-то ступор. 

Не бывает неталантливых людей
— На самом деле, Галя, то, о чём Вы сейчас сказали, это важно для очень большого количества людей вокруг. Потому что мы ориентированы в массе своей на выживание. И дать себе разрешение – для многих эта идея очень актуальна.

— Да, я тоже себя на этом часто ловлю. Ну всё, ты уже выжила, самые трудные времена уже позади. Хватит выживать, живи уже.

— Да, точно. Рано или поздно приходит понимание, что это моя жизнь, я у себя одна и я хочу её прожить так, как я хочу, а не из состояния вечного выживания. Мне то, о чём Вы говорите, для меня близко и понятно, и я каждый день с собой разговариваю и на утренних прогулках позволяю себе быть только сегодня и жить так, как хочется.

— Это такой момент, которому и я учусь. Я сильно боюсь будущего. Зачем про него думать? Я не знаю, как там будет дальше. У меня есть страх, что мы помрём с голоду. А потом я себя останавливаю тем, что говорю себе, что мы не померли с голоду, когда дочка была совсем маленькой. Когда это было гораздо тяжелее. Вы не вставляйте это в интервью, потому что мне стыдно за этот страх.

— Слушайте, вот именно это и надо сказать. Потому что мне очень хочется показать живых людей, с их сомнениями, тревогами, с внутренней борьбой. Меня очень напрягают эти маркетинговые истории про то, как всё было плохо-плохо, а потом я что-то такое сделал и всё, теперь у меня только хорошо. Но я уверена, что жизнь не линейна. Бывает, что отбрасывает назад. И вот как разрешить себе идти дальше, несмотря на эти перепады – это то, что самое ценное в нашем опыте. Каждая история совершенно уникальна.

— Я тоже понимаю, почему я не хожу читать лекции, потому что у людей есть ожидания, что я справилась со всеми своими проблемами. А меня нет истории суперуспеха. У меня прямо сейчас есть проблемы и я прямо сейчас с ними справляюсь. Да и у меня столько вещей, с которыми я не справляюсь, что это просто караул. 

На Японском море
— Я почему-то уверена, что за каждой историей суперуспеха есть определённая трагедия. Нужно тратить колоссальное количество энергии, чтобы маску суперуспеха поддерживать.

— Одно из разрешений, которое мне удалось себе дать – это разрешение показывать свою слабость. У нас в обществе, к сожалению, к разведённой многодетной матери отношение, мягко говоря, неоднозначное. Приходится слушать кучу не очень приятных комментариев в свой адрес. И поэтому я очень долго старалась делать вид, что у меня вообще всё в порядке. Но когда я разрешила себе показывать, что я устаю и не справляюсь, и не корить себя за это, мне стало значительно проще. Я перестала поддерживать маску инстаграмной супер-многодетной мамы, которой всё чудесно и всё шикарно, красивые и чистые дети, и у неё находится время, чтобы привести в порядок ещё и себя.

— Вот это самое важное во всех этих историях. И спасибо Вам огромное за это, Галя! Успехов Вам и всего самого хорошего!

Записано в ноябре 2016 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий