четверг, 29 сентября 2016 г.

ЕЛЕНА ЧИЧУК: САМОЕ ГЛАВНОЕ – ВИДЕТЬ РЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

Люди рядом



Елена Чичук – практикующий психолог с академическим образованием, преподаватель кафедры психологии личности и общей психологии факультета управления и психологии КубГУ. 

Мы познакомились на одном из тренингов по женской сексуальности. Обе были участницами. Как призналась сама Лена, только она меня увидела, ощущения ей не очень понравились, первым желанием у неё было спрятаться от меня. Слишком активно я себя вела. «Хотелось выйти из помещения – так много тебя было, Инна». Но два дня совместной работы сделали своё дело. Побыв в одной среде, мы друг друга рассмотрели.

Лена сама предложила мне взять у неё интервью. Мы разговаривали с ней сразу по окончании первого в Краснодаре woman-завтрака на тему «Сексуальность в бизнесе и не только». Я задавала Лене вопросы, которые волнуют меня саму.

Лена в тот момент ждала рождение своего второго сына. Сегодня, когда это интервью выйдет в свет, маленький Андрюшка уже родился и начал свой путь по жизни. Поэтому пусть пока работа остаётся фоном в жизни молодой мамы. Хотя Лена – активная мама, и надолго своё любимое дело не оставит.

— Лена, давай начнём с самого начала. В какой момент ты осознала, что тебе хочется профессионально заниматься психологией? Как ты пришла в эту профессию?

— Вначале мне казалось, что в психологию случайно пришла. Я очень хотела поступать в Кубанский государственный университет, но не знала на какой факультет. Что-то гуманитарное хотелось выбрать. Просмотрела кучу всяких направлений, но почему-то психология мимо меня прошла. И тут пришла моя одноклассница и принесла какой-то буклет, на котором написано «Психология». Я его посмотрела, и в один момент пришло понимание: «Точно, психология, как же я об этом не подумала – я иду туда!». Мне всегда были интересны люди в любом их состоянии.

Я поступила. А на третьем курсе случился кризис – надо ли мне оно или нет? Короче, переосмысление. И как раз это состояние дало возможность понять, что психология и всё, что с ней связано, — это моё. Я выбрала специализацию «социальная психология», освоила её. Потом я пришла к психологии личности.
Самое интересное, что когда я стала заниматься психологией, то появлялись периоды, когда я переставала себя считать психологом. Потом этот период проходит, переосмысляешь, и новая ступенька: «Я – психолог».  Я понимала, что раз у меня есть такие сомнения, возникают новые мысли, взгляды на себя в этой сфере, значит, я на своем месте.

— Но ты же не просто закончила психологический факультет. Ты осталась преподавать в университете. Как это произошло?

— Я вела достаточно активную деятельность во время учебы в университете – КВН, организация мероприятий – научных и учебных, тренингов, занятий, занималась административными вопросами, руководила проектами – и готовыми, и своими собственными на базе университета. Когда я заканчивала учёбу, меня пригласила к себе заведующая кафедрой, спросила, чем я собираюсь дальше заниматься. У меня тогда были совершенно стереотипные представления, я выпалила: «Я буду работать психологом в крупной компании». Вдруг она мне говорит: «А Вы не думали преподавать?». И тут у меня опять щелчок! Я вспомнила, что всё моё детство и юность я любила учить: каких-то знакомых или незнакомых детей, или даже представлять, воображать, что передо мной аудитория людей, и я им что-то рассказываю… Конечно! Почему мне это самой в голову не пришло?! (смеется). Вот так я и осталась на кафедре работать. Защитила кандидатскую диссертацию.

О себе могу сказать, что в процессе учёбы и работы в КубГУ освоила три основных направления деятельности психолога. То есть, я – психолог-преподаватель, психолог-исследователь и психолог-практик. Параллельно с преподаванием и исследовательской деятельностью я вела частную практику – консультировала клиентов индивидуально, а также разрабатывала и проводила авторские тренинги и групповые психологические занятия.

Примерно шесть лет назад я почувствовала, что внутри меня есть уже столько всего, что нужно делиться этим ещё где-то, помимо университета. В ВУЗе я прекрасно реализуюсь, но там всегда есть определённая структура, стандарты Министерства образования. У меня есть потенциал глубже и шире, вне стандартных программ знания передавать. Поэтому я стала сотрудничать с центрами дополнительного обучения, участвовать в обучающих курсах, куда меня приглашают, как опытного специалиста, и конечно, разработала определённое количество своих авторских тренинговых программ.  Сейчас я на этапе подготовки альтернативных образовательных программ для психологов.

2016 г. Первые выпускники Мастерской Елены Чичук

— По каким основным темам? Чему ты хочешь обучать?

— Красной линией у меня всегда проходит арт-психология. Не арт-терапия, а именно арт-психология, которая включает в себя психологию искусства, психологию творчества, психологию, применительно к творческим сферам. Пока эти образовательные программы только для психологов, которые получили базовое образование и им нужна практика. Мне важно дать психологам то, что я имею в плане практики. Научить их консультировать с помощью использования средств искусства и тех базовых принципов, которые использую и проверила в действии сама. И дальше, соответственно, буду развиваться, привлекать конкретных людей в команду уже как преподавателей качественной практической психологии. И совсем скоро можно говорить о собственной образовательной организации, реализации уникальных обучающих программ по психологии для специалистов в различных сферах занятости. На данный момент начала реализовывать отдельные программы, они проведены с взаимным удовольствием – моим и учащихся. Теперь мне нужна система.

— Как частнопрактикующий психолог, ты с какими клиентами предпочитаешь работать?

— Я люблю работать с людьми, у которых самосознание позволяет понять, что разбираться нужно, прежде всего, с самим собой. То есть, не мир менять и окружающих, а свой внутренний мир привести в порядок, ограничивающие убеждения убрать. Мне очень нравится работать с семейными парами, которые не умеют найти друг с другом общий язык и стоят перед выбором: развод или сохранение семьи. Женщины, которые развиваются. Женщины, которые разбираются со своим лишним весом. Женщины, которые занимаются вопросами своей женской сексуальности. Мужчины, заинтересованные в качестве своей жизни и жизни семьи.

Сейчас у меня больше клиенток женщин, которые много чего в жизни добились. Ну, я вообще адекватных людей люблю (смеется). Всегда легче работать с людьми, которые понимают, что такое саморазвитие, саморефлексия. Но это не принципиально. Мне интересно работать и с теми, кто не имеет образования в психологии, у кого голова обычным образом устроена (незапсихологизирована). С ними мы начинаем с самых-самых азов: учимся понимать эмоции, строить диалоги, различать «своё» и «чужое» в восприятии мира. С большей частью клиентов мы разбираем конкретные ситуации, и я люблю не столько говорить о ситуации, сколько направлять на конкретные действия: что реально ты делаешь для достижения желаемого, какие есть варианты решения, что и почему хочешь выбирать, то есть, стараюсь переводить человека в реальность, объясняю, как увидеть реальность, а не свои фантазии, ожидания… Это интересно.

Мой муж, кстати, тоже психолог, и мы с ним часто вместе консультируем. Мы много вопросов рабочих с мужем обсуждаем дома. У него во многом другая точка зрения в психологии, отличная от моей. Это тоже очень развивает. Но в глобальном мироощущении мы сходимся. Ещё могу сказать, что он – клинический психолог, но верящий в то, что с людьми все нормально (смеется).

Мастер-класс по арт-терапии

— А у тебя это первый брак?

— Третий. И он гражданский. Первый и второй браки были и в документах. Сейчас документы не нужны.

— И как тебе в этом браке? Как уживаться двум психологам? Потому что у нас есть такой некий стереотип, что «ну ты же психолог».

— У нас нет такого стереотипа. В начале были ситуации, когда в процессе общения включалась «личная терапия». А потом мы договорились: как только это замечаем, мы друг другу об этом говорим и выключаем эту штуку. Безусловно, мне легко с этим человеком, потому что он мне не говорит никогда «ну ты же психолог». Хотя другие мои родственники периодически об этом напоминают. А как уживаемся? Мы договариваемся. Во многом благодаря тому, что он ищет пути развития, и я их тоже ищу. Сейчас мы ищем пути нашего совместного развития, плюс поддерживаем друг друга на личном пути каждого, или, по крайней мере, стараемся не мешать друг другу заниматься своим делом. В принципе, мужчины мне всегда встречались, в общем-то, адекватные, понимающие. Уверена, это потому, что у меня самой есть установка, что в человеке есть адекватность, здравый смысл, зрелость, и их можно как-то всегда задействовать. Если нет, то такой человек в моей жизни не задержится.

— Лена, с каким человеком, по твоему мнению, можно договориться?

— С любым. Главное, чтобы оба были готовы договариваться.

— То есть речь о готовности всё-таки?

— Иногда случается эмоционально выплеснуться, напасть друг на друга, обозвать другого, высказать ему претензии. Но мы оба чувствуем, что базово мы дороги друг другу. Мы способны остановиться в какой-то момент, подумать: «Если сейчас покричать, а что дальше будет? Чего я добьюсь?». Он обидится, разозлится, разгневается, на три дня перестанет разговаривать. Мне оно надо? Я лучше не покричу, а пережду 10 минут или даже день. Потом спокойно поговорим, разберём ситуацию, или она станет сама неактуальной, и будет другой эффект. Отбрасываем негатив, не погружаемся в него по уши. Это у нас получается нормально. Ещё я научилась для себя не загадывать наперёд. Раньше я считала, что брак должен быть один на всю жизнь. Сейчас понимаю, что несколько браков – это возможно, и это неплохо. Пришло понимание, что в браке нужно сохранять не столько отношения, сколько себя. То же самое должно быть у партнёра. Плюс обоюдное желание друг друга не ломать, а поддерживать. То есть когда себя ощущаешь, то учишься и другого человека воспринять полностью, почувствовать, какой он. И он другой, не ты. Я не сразу научилась. Тоже, как у всех, наверное, был период, когда мы не понимали, сможем ли вообще себя сохранить в этих отношениях или нужно будет друг друга как-то подавлять, уступать много. Теперь поняли, что я – это я, он – это он, но есть что-то общее, и самое главное есть желание видеть друг друга и поддерживать не свои ожидания от человека, а его самого.

В отношениях наших нет места ревности. Я сама ревность испытывала в жизни не раз, а сейчас её нет. И муж меня не ревнует. Каждый из нас может пойти куда-то, пообщаться с кем-то, и нам не нужно чего-то бояться и скрывать, оправдываться. Всё можно говорить прямо и коротко: « - я туда-то с теми-то тогда-то… - да, конечно». Единственное, согласовывать по времени нужно – у нас дети, и ещё знать, что любимый человек в безопасности.

Я это проговорю, потому что вижу, что у людей в семьях по-другому бывает. Есть у меня подруги, знакомые, клиентки, коллеги которые боятся куда-то пойти, с кем-то посидеть в кафе, с другим мужчиной, например. Я вполне могу пойти. Я кайфую от общения с совершенно разными людьми. Муж меньше общается, и более избирателен. Я или он – пообщаемся с кем-то, узнаем что-то новое, а потом вернёмся домой в нашу семью, и много новой информации о жизни появится. Друг с другом нам интереснее всего.

Семья Лены и Тимура


— Помимо работы, что есть в твоей жизни, Лена? Что делает ее такой насыщенной, наполненной, что приносит тебе внутреннее удовлетворение и создает ощущение некой такой «цельной картинки»?

— Мне нравится что-то делать в моём доме. Быть одной люблю. Креативить что-нибудь, писать. Иногда люблю куда-нибудь выходить, типа «в свет». На выставку или в театр сходить. Посмотреть, что люди делают, о чём говорят, как вообще они живут, как сейчас мир устроен и функционирует. Раньше я чаще выходила. Сейчас я стала более избирательна в посещаемых мероприятиях.

— Слушай, я одно время себя ловила на том, что профессионально не «выключалась». То есть я выходила в социум с работы, не «отключала психолога» вообще никак. То есть была все время в некоем анализе. Потом я поняла, что это мешает мне. Потому что я иногда наблюдатель, выносящий диагнозы. И люди, естественно, это чувствуют. Очень часто возникает отчуждение. А как тебе удается справляться с тем, что всё-таки психологические знания накладывают свой отпечаток, как не крути?

— Да, я тоже об этом своих студентов предупреждаю: «Когда у вас психологией насытится разум, у вас сознание поменяется, и вы назад уже не выключитесь совсем».

— А как «выключать психолога»? Как у меня дочка говорит: «Мама, выключи сейчас психолога. Мне сейчас нужна мама».

— Я со своими субличностями поработала. Разобралась, где субличность психолога, а где жена, мама, дочка и прочее. А выключить можно элементарно: захотела и выключила! Надоело, и – оп!

— Всё-таки «кнопка» есть?

— Нужно себе давать право быть человеком, женщиной в ситуациях вне работы. Если стоматолог приходит в кафе, к нему же не подходят с просьбой починить зубы. Я начала выключаться из работы, когда мне надо. Когда я на тренинги хожу к своим коллегам, выключаю. Но иногда и там включаюсь, и  даже поумничать могу. А потом раз, и всё: «Я – Лена!». Причём конкретная такая, со своим темпераментом. Я и поистерить могу, и права покачать. Есть навыки. Моя кнопка - фраза внутри себя: «сейчас я – такая-то или такая-то…» (в зависимости от ситуации).

2016 год. Мама двух сыновей. Выписка из роддома

—Я недавно в Фейсбуке тоже у своей коллеги увидела прямо крик души. Пост по поводу того, что, если вдруг что-то мне не нравится, есть ли у меня право на истинное проявление своих чувств, повысить голос, высказать напрямую не всегда очень корректно. И это состояние «не быть для всех хорошим», а-ля «я там образ некий несу», потому что психологи они только вот так и никак иначе.

— Возможно, это связано с тем, что она стала психологом именно потому, что ей хотелось быть правильной для всех людей. Ну, может я конечно субъективна, но и я в начале этого пути думала над вопросом «Как всем понравиться?». А потом в какой-то момент своей жизни сказала: «Да ну нафиг! Я буду нравиться себе! А уж кому понравлюсь такая, какая я есть, они сами как-нибудь притянутся!». У меня период, когда я всем пыталась понравиться, был недолгий. Он тоже должен был случиться, чтоб понять, что всем нравиться невозможно. Я перестала это делать, когда поняла, что дело не в том, что люди подумают, а что я сама в данный момент чувствую, что из себя представляю, чем живу. С такой установкой в моей жизни меня окружают Мои люди, то есть те, с кем мне комфортно, и им со мной, и при этом особых усилий не нужно. Многие спрашивают, как мне удаётся находить интересных людей. Да вот так и удаётся – живу в согласии с собой. И притягиваются такие же.

— Лена, если лаконично выразить, какие три важные ценности на данном этапе у тебя сейчас?

— У меня есть ключевая фраза, с которой я сейчас живу – «спокойная уверенность». Не больше и не меньше. Не три слова, не одно. Спокойная уверенность. Всё, больше ничего. Когда я начинаю суетиться, я это вспоминаю – и всё. Это то состояние, в котором мне нравится. Базовое на данный момент. Я в принципе и своих клиентов «тащу» в такое состояние сейчас (смеется).

— Прямо тащишь? Сопротивляются?

— Шучу, конечно. Ну да, тех, кто сопротивляется, я отпускаю. Насильно мил не будешь.

— А тебя не пугает тенденция, что сейчас очень много становится психологов всяких разных. Психология популяризована как-то стала. Очень много людей, которые, скажем так, псевдопсихологи. Это мое личное ощущение. Иногда даже страшно себя в каких-то аудиториях называть психологом, начинаешь изворачиваться и придумывать себе другое название. Ты тоже об этом говорила, что есть периоды, когда не хочется себя так называть. Как ты вообще к этим вещам относишься? Что сейчас очень сильно популяризовано такое серьёзное направление?

— Я как психолог с академическим образованием, к ним спокойно сейчас отношусь. Почему? Да, у меня были тоже волнения по этому поводу. И на занятиях со студентами тоже поднимаю этот вопрос – как меняется восприятие психологии населением в связи с тем количеством людей, которые называют себя психологами, не будучи ими при этом.

Я для себя этот вопрос решила следующим образом. Во-первых, если тебе есть что предложить людям, переживать вообще не о чем. Спокойная уверенность. Всегда найдется свой клиент.

Во-вторых, делай своё дело качественно, это сразу видно, и люди поймут, что есть адекватные психологи, что не всё потеряно, если даже им когда-то встретился «недоспециалист». Опять же, если человек выбирает псевдопсихолога, значит, что-то надо ему в этой жизни самому понять. Естественно, что я думаю над тем, как сделать, чтобы в сознании обычных людей, не психологов, присутствовало понимание, что вообще такое психология, к кому надо обращаться, как отличить качественную психологическую помощь. Всё равно, каждый ищет своего специалиста. Кому-то нужен психолог «а-ля экстрасенс», который шаманит, и при этом у него двухмесячные курсы психолога и вся жизнь в сомнительных практиках. Ну, кому-то это надо, кому-то нравится. Человек может меня послушает, что я скажу ему, что надо работу какую-то проводить над собой, и скажет: «Слушай, ты разложи мне пасьянс, и я лучше пойду. Что ты пристала ко мне?!». Мне неинтересно будет работать с человеком, которому это не нужно. У каждого психолога есть свои принципы.

Встречи психологов

— Ты для себя сформулировала свои собственные принципы, которых ты придерживаешься? Понятно, что у всех они, так или иначе, есть, вопрос осознаем мы их или нет. Какими принципами ты руководствуешься, когда ты работаешь с человеком как профессионал? Принципы Елены Чичук-психолога.

— Первый принцип – это увидеть реального человека. Второй принцип – я никогда с первой консультации не обещаю: «Вы сейчас придете, и мы всё сразу решим». Мы можем вообще ничего не решить и сказать, что мы друг другу не подходим. Многое решает первая встреча, точнее, мы решаем вместе с клиентом на первой встрече. И на последующих тоже – решаем вместе.

У меня ещё принцип – я не удерживаю своих клиентов.

Ещё я принимаю любые состояния: свои, клиента. Абсолютно. Плачем? Плачем! Напрягаемся? Напрягаемся! Смеемся, не понимаем, не верим – что угодно! Радуемся, беснуемся, стараемся, разочаровываемся, прикалываемся. И мне важно, чтобы человек, с которым я работаю, тоже понимал, что психотерапия и психологическое консультирование – это интересный захватывающий процесс. Есть у меня определенные принципы по поводу того, где он должен проходить. Я ещё пока настороженно отношусь к консультированию, например, в кафе. Хотя, опять же столкнулась с тем, что многие принципы достаточно условны и ситуативны.  Но базовые все равно остаются.

— Лена, а чего бы тебе хотелось? О чём мечтаешь?

— Ну это скорее, не мечта, а цель. Я хочу дом. Мне пространство нужно большое.

— А что там в этом пространстве?

— Это пространство, где бы я смогла все свои творческие материалы уместить, мастерская. Чтобы они были все на виду, а сейчас приходится перекладывать их с места на место. Я хочу пространство мужу и детям, чтобы была своя площадь, и её не делили, как сейчас: один на диване что-то разложил, потом нужно сложить всё, и только после него второй что-то может там поделать. Чтобы каждый мог развернуться, на виду, чтобы заниматься своим делом, без затрат на то, чтобы найти место.

Мастер психологии

— Буквально пару слов в завершении, чтобы ты сказала тем людям, которые находятся в поиске себя?

— Не забывай жить. Помните о том, что жизнь – это каждый момент. Разберись с тем, что есть. И тогда нет смысла, чтобы надрываться, чтобы искать что-то ещё. У тебя есть очень много всего, и даже всё есть, просто имеются какие-то вещи, с которыми ты ещё до конца не разобрался. Разберись. Наведи порядок. И всё будет в порядке! :) 

Записано в августе 2016 года


Комментариев нет:

Отправить комментарий