пятница, 23 сентября 2016 г.

АНОНС НОВОЙ РУБРИКИ БЛОГА. "АХ, ЕСЛИ Б Я МОГЛА СОБРАТЬ В ЛАДОНИ РЕЧЬ..." РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ДЖУЛИИ КЭМЕРОН

Чтение с пользой 


Есть две страсти, которые сопровождают меня всю сознательную жизнь - чтение и писательство. 

Аккуратные стопки книг постоянно лежат на моей прикроватной тумбочке и на рабочем столе. В автомобиле в салонном багажнике всегда держу книжку из серии "оживить в памяти" - это книга, которую я давно прочитала, но периодически перелистываю, чтобы вспомнить содержание.  В моей дамской сумочке непременно есть книга на случай "если где-то придётся кого-то или чего-то ждать". Одновременно я умею читать 3-5 книг. А так как я люблю запах страниц, то читаю преимущественно бумажные версии и только с тестовыделителем в руках. 

С недавнего времени я стала писать рецензии. Они помогают выделить самые важные моменты, структурировать прочитанное и вытаскивать в отдельный текст "фишечки и мулечки" )))

Мне пришла в голову идея в своём блоге сделать ещё одну рубрику - "Чтение с пользой". В ней я буду выкладывать свои рецензии на те книги, которые уже мною прочитаны. И которые мне хочется рекомендовать к прочтению. 

Итак, сегодня старт рубрики "Чтение с пользой"! 





У моей коллеги по блогерскому цеху Ольги Збарской блог называется "Пишу как дышу". Я с полной уверенностью присоединяюсь к этому образу. И для меня писать и дышать - два неразрывно связанных процесса, фактически слова-синонимы :) 

Пишу я много и с самозабвением с того момента, как научилась выводить первые буквы. Для меня особый кайф в минуты радости или печали взять в руки ручку и заветную тетрадочку, уединиться на 20-30 минут. В такие моменты на бумагу "выливается" моя душа. Всё то, что хочет быть извергнуто из глубин сознания и подсознания, осмыслено и переварено, легко складывается в словесный узор. 

Последние 5 лет я активно пишу в своих блогах. Поэтому мне интересны книги, которые оттачивают навык писательства. Трилогия Джулии Кэмерон - "Право писать", "Золотая жила" и "Путь художника" - в моей личной библиотеке занимает почётное место. Сегодня подробно о книге "Право писать".

Что меня особенно зацепило в книге?

Во-первых, язык, которым она написана. Глубокий, сочный, яркий, метафоричный и, по моим ощущениям, глубоко духовный. Я просто наслаждаюсь ароматом слов и образов, которые передаёт Джулия. Во многих местах я делала остановки, вслух перечитывала написанное и пробовала на вкус звучание слов и фраз, разгадывала скрытый в них смысл. Непередаваемое эстетическое наслаждение, которое хотелось продолжать бесконечно. Процесс чтения подобных книг затягивается у меня обычно на несколько недель. Я не позволяю себе торопиться, да этого и не хочется вовсе. Этакое медитативное чтение.



Во-вторых, в конце каждой главы Джулия поместила интереснейшие упражнения, назвав их "Способом приобщения". Какие-то их них я делала сразу после прочтения, другие - специально выбирая время и место. 

В результате у меня появились любимые задания, которые я стала практиковать в своей жизни. Например, "Утренние страницы" открыли доступ к потаённым уголкам моей души. Более подробно эту технику автор описывает в книге "Путь художника". Суть её очень проста: едва проснувшись, написать три страницы текста от руки. Всё-всё, что идёт в голову. 

Я многим порекомендовала использовать эту практику. И самый частый вопрос-недоумение: "А если в мою голову ничего не придёт?". Я отвечаю так: "Тогда все три листа ты испишешь фразой: "В мою голову ничего не идёт!". 

Практика показывает, что как только принимаешься писать, несмотря на сопротивление, то очень скоро происходит "прорыв в подсознание" - на бумагу выливаются очень интересные мысли. Иногда это упражнение я делаю в ситуации, называемой "когда на душе кошки скребут". Удивительно, что заканчивая третью страницу, начинаю ощущать невероятную лёгкость в душе. 

Иногда вечером есть прямо физическая потребность вылить на бумагу то, что скопилось внутри за день. Одна из моих коллег, начав практиковать эту технику, утверждает, что именно в это время суток ей лучше даются эти странички. Я думаю, что на самом деле это непринципиальный вопрос - в какое время писать. 

Утренние страницы приучают нас писать в жанре "нуар" - "просто так". А "складные", оформленные согласно всем правилам тексты отучили нас от сюрпризов, которые прячут от нас спонтанные строки. 



Ещё одно любимое задание - упражнение "Было бы здорово". Выполняется чрезвычайно просто. Засекайте 15 минут. Пронумеруйте строки от 1 до 25. Затем быстро, особо не задумываясь, закончите фразу: "Было бы здорово...". Ваши желания могут колебаться от личных до профессиональных, от серьёзных до абсурдных. 

Я периодически люблю просматривать эти, по сути, списки своих желаний и отмечаю те, которые уже воплотились в жизнь. Причём сами по себе, между делом. Написание этих списков показало мне, каковы мои глубинные потребности и желания. Так формируется навык слушать и слышать себя. 

В-третьих, структура книги и стиль её написания отлично запускают творческие способности. Несмотря на то, что книга жёстко не структурирована, мой экземпляр тут же покрылся следами текстовыделителя, свидетельствующего о глубокой внутренней проработке материала. Временами я просто перелистываю книгу, перечитываю выделенные фрагменты и запускаю процесс проникновения а суть фразы. 

После прочтения книг Джулии я заметила, что мне пишется легко. Мой Внутренний Критик перестал грозно вопить, если текст получается недостаточно хорошим. По утверждению автора, чтобы стать хорошим писателем, мне нужно быть готовой писать плохо. Нужно дать себе позволение впустить в произведение всё - каждую мелочь, что привлекает внимание. А уже потом разбираться, нужно это или нет. 

Если говорить о слабых местах книги, отмечу, что она будет сложна для людей-рационалов. Поэтому если Вы привыкли к чётким алгоритмам, конкретным наглядным примерам, к кейсам с подробным анализом, тогда Вы, возможно, испытаете недовольство, недоумение и даже раздражение. Всего выше перечисленного в книге нет. Это не учебник, это чистой воды эссе. 

Трилогию можно начать читать с любой из книг. Но всё-таки я рекомендую делать перерыв между прочтением каждой книги. Это, кстати, рекомендация самого автора. Я обязательно через какое-то время сделаю обзор "Пути художника" и "Золотой жилы". Одна из книг мною уже прочитана, а вторая ещё ждёт своего "золотого" часа. 

Писать легко и вдохновенно - это мечта многих людей.  Книги Джулии Кэмерон Вам в помощь, друзья! 




Комментариев нет:

Отправить комментарий