пятница, 2 сентября 2016 г.

УЧИСЬ УЧИТЬСЯ: КАК СДЕЛАТЬ ПРОЦЕСС САМООБРАЗОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫМ




Помните у Пушкина в «Евгении Онегине»: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»?

В современном мире «чему-нибудь» и «как-нибудь» точно не получится. В наш век стремительных изменений, в вихре информации необходимо всё время «держать нос по ветру». Остановившись в своём развитии хотя бы на полгода-год, рискуешь безнадёжно отстать от «поезда современности». 

Статистика неумолима: большинство знаний и навыков утрачивают свою актуальность в среднем через пять лет. А с развитием IT-технологий можно предположить, что это время будет значительно сокращаться. Поэтому, как завещал великий Ленин, учиться, учиться и ещё раз учиться, дорогие друзья! 

Чем больше знаний и навыков получаешь, тем больше понимаешь, что через какое-то время наступит "голод", который выражается в чувстве неудовлетворения тем, что знаешь и умеешь в профессиональной или других сферах. Вначале это чувство может даже не осознаваться - небольшой дискомфорт, не более. Но со временем начинается "ученический зуд" - дискомфорт усугубляется и перерастает в тягу к новым знаниям. 

Для многих людей самообразование становится самой оптимальной формой образования. Предлагаю сегодня детально об этом поговорить. 

Основная особенность самообразования заключается в том, что человек работает самостоятельно над изучаемым материалом. При этом он абсолютно свободен в выборе того, что изучать, где брать необходимую информацию и при помощи каких методов её изучать. 

Процесс самообразования может быть хаотичным, но эффективность его в таком случае будет крайне невысока. Чтобы от самообразования польза была максимальной, необходимо сделать процесс системным. 

Книги я тоже предпочитаю читать с текстовыделителем
В этой заметке я делюсь своим практическим опытом самообразования. Кстати, мне, как выходцу советской образовательной системы, приходится довольно часто делиться со своей дочкой-студенткой основой работы с информацией - методами сбора, анализа и переработки. Ей повезло меньше, чем мне - нынешняя школьная система обучения, к сожалению, не учит качественно работать с информацией, превращая их в знания и навыки. 

Любая деятельность начинается с постановки цели. Можно задать себе вопрос: "Чего я хочу?". Однако мой личный опыт подсказывает, что гораздо более точечно работает вопрос: "Для чего мне это надо?". Я выписываю на лист бумаги все приходящие в голову ответы, затем внимательно перечитываю их. В этих ответах становится очевидным мой внутренний мотив - ради чего, собственно, всё затевается. 

Лист с ответами обычно держу в записной книжке. Периодическое его перечитывание помогает сохранять фокус на цели, особенно в моменты, когда возникают трудности и падает мотивация. 

Одним из качеств, необходимых для самообразования, является самодисциплина. Поддерживать её помогает план достижения цели. 

Первым моим серьёзным опытом достижения цели при помощи самообразования была подготовка к поступлению ко вступительным экзаменам в ВУЗ. Напомню, что я заканчивала школу в советские годы, репетиторов тогда не принято было нанимать. Во всяком случае в моей семье все готовились самостоятельно. Если помните, были специальные сборники с программами по предметам для поступающих в ВУЗы. Я рассчитала, какой объём информации мне надо освоить и перевести в знания, для того, чтобы успеть пройти весь курс за то время (10 месяцев подготовки). План лежал у меня под стеклом на письменном столе и всегда был перед глазами. 

Очень хорошо дисциплинировало выделение конкретного времени на занятия в течение дня - обычно на подготовку я выделяла по часу на каждый предмет. В течение этого часа досконально разбирала теоретический блок, затем решала задачи или выполняла упражнения (готовилась я к сдаче биологии и химии). Все непонятные вопросы записывала, чтобы затем задать их учителю перед очередным уроком. 

Таким образом, я не просто успела подготовиться к поступлению, но и "перевыполнила план", легко решая задания олимпиадного уровня. И обучение в ВУЗе было лёгким, благодаря хорошим базовым знаниям.

Ещё один важный аспект - это чередование накопления знаний и внедрения их в практику. 

Я предпочитаю выбирать книги или учебники по теме, в которых содержатся упражнения и задания для закрепления. Если таковых нет, то прочитав часть текста, сама разрабатываю упражнение, чтобы закрепить материал. Эти упражнения выполняю, анализирую опыт и иногда включаю в свои тренинги. 

Очень люблю периодически принимать участие в очном и онлайн-обучении. При выборе курсов ориентируюсь на то, в какой форме будет преподноситься информация - в виде лекции, семинара или тренинга. Если есть возможность, предпочитаю выбирать именно тренинговую форму работы, так как отработка навыка при помощи упражнений позволяет быстро переводить знания в навык, получить рекомендации от других участников и ведущего, внести необходимые коррективы сразу же в процессе обучения. 



Кстати, о внедрении. Я - хронический перфекционист, которому надо быть всегда начеку. Всё время преследует ощущение, что мне нужно ещё "что-то подучить", разобраться более детально прежде, чем внедрять. Пользуюсь простым правилом: Узнала что и как, сразу внедряй! Не улучшай, доработаешь по ходу внедрения. 

Иногда приступить к действию сложно, но в этом случае приходит на помощь наставник. 

Наставником может стать:
1) ведущий курса, тренер (онлайн или оффлайн);
2) человек, которому доверяю и который в теме разбирается хорошо. 

В настоящее время большинство проектов я осуществляю именно с наставниками. Это дополнительная мотивация для того, чтобы довести начатое до конца и дисциплинирующий момент - даю слово, приходится его держать. В своей следующей заметке я поделюсь опытом прохождения обучающей программы Марафон42

В завершении хочу поблагодарить участников моего онлайн-опроса в "Фейсбуке" о самообразовании. Очень порадовало, что вы, друзья, со мной "на одной волне" и выделяете время на то, чтобы постоянно расти и развиваться. 



















Комментариев нет:

Отправить комментарий