понедельник, 11 июля 2016 г.

ОЛЬГА ИВАНОВА: МЫ - НЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ. МЫ - ЛЮБИТЕЛИ. НАМ МОЖНО ОШИБАТЬСЯ



Люди рядом




В последнее время я увлечённо беру интервью у людей, которые занимаются тем, что им нравится, активно создают свою жизнь и получают от этого удовольствие. Это интервью уже публиковала в своём онлайн-дневнике. Но так как теперь планирую размещать все интервью здесь, решила "первую ласточку" тоже перенести на эту площадку.
Ольга Иванова - предприниматель, генеральный директор ООО "Центр доставки пенсий", командный коуч и руководитель туристско-информационного центра "Адыгея: Горы удовольствий". Так случилось, что Ольга искала человека, который бы провёл с ней интервью для глянцевого журнала "Лаго-Наки" о туризме республики Адыгея и Краснодарского края. Неожиданно для самой себя я откликнулась, хотя в моём профессиональном багаже совершенно нет журналистского образования. Просто захотелось непременно познакомиться лично и поговорить.
Наша беседа с Ольгой длилась полтора часа. Мы разговаривали о жизни, планах, успехах и мечтах. Удивительно легко и позитивно, словно были знакомы много-много лет друг с другом. Мне очень хотелось максимально сохранить всё то, что я получила сама и щедро поделиться этим с читателями. Я полагаю, что материал редакция журнала сильно сократит. Поэтому попросила разрешение у Ольги опубликовать полную версию нашего диалога. Она любезно согласилась. Благодарю её за это! 

  Ольга, я поражена тем, как много разных направлений деятельности есть в Вашей биографии. Расскажите немного о том, как складывался Ваш жизненный и профессиональный путь. 
   По своему первому образованию я учитель истории и советского права. Закончив педагогический институт, пришла работать в школу учителем. Но проработала там только до первого декрета. Чтобы быть рядом со своим ребёнком, после декрета устроилась работать в детский сад старшим воспитателем-методистом. Я вспоминаю эти времена светло. Заведующая детским садом, замечательная женщина, научила меня: «Даже если работа, которую ты вынуждена выполнять, тебе не нравится, ты считаешь её временной, «не своей», всё равно найди какую-то штуку, которой ты научишься». Я запомнила это на всю жизнь. 


  А каким вещам вы научились в своей жизни, благодаря той деятельности, которой Вы занимались? 
  В детском саду я научилась печатать на машинке, виртуозно составлять планы-графики и проводить детские тематические праздники. Эти навыки оказались в дальнейшей жизни бесценными. А самое важное я поняла, что не Боги горшки обжигают. 
  После второго декретного отпуска выяснилось, что в детский сад вернуться не могу, так как наступили 90-е годы. Сад перестал быть ведомственным и был передан на баланс городу. К управлению пришли другие люди. И поэтому я ушла работать в профессионально-техническое училище преподавателем основ философии. Обучала этой дисциплине газоэлектросварщиков. 
  Это тоже был потрясающий опыт. Эти ребята научили меня разговаривать с людьми на понятном для них языке. Дело в том, что я заметила, что на моих занятиях они сидят, как завороженные, просто ни звука не издают. Однажды задержала после занятия одного из них и попросила мне объяснить причину такого поведения. Он ответил: «70% слов, которые Вы произносите, мы вообще не понимаем. Поэтому сидим так тихо и надеемся, что что-то услышим и поймём». Я стала вести свои занятия по-другому – вносила в них интерактивные методы работы, устраивала обсуждения изученного. Это и для меня, и для них был чудесный опыт. Много лет спустя я ехала в маршрутном такси и водитель отказался брать с меня плату за проезд, громко сказав другим пассажирам, что я когда-то учила его философии (Смеётся).

Я знаю, что Вы по второму образованию юрист. В какой момент жизни Вы ушли с преподавательской деятельности и началась Ваша юридическая практика? 
  Из ПТУ я ушла по воле обстоятельств – перенесла операцию и была вынуждена речевые нагрузки снизить до минимума. Меня позвали работать в один из банков. В нём наступали кризисные времена и им нужен был юрист. Эта профессия мне всегда нравилась. Юриспруденция – моё! Я быстро делала юридическую карьеру сначала в банке, а затем в органах пенсионного обеспечения. Но у меня не было профильного образования. «Комплекс самозванца» заставил меня пойти учиться второй раз. Я закончила Северо-Кавказскую академию государственной службы с красным дипломом. Очень этим горжусь, ведь на тот момент у меня уже было двое детей. 

  Но у меня была ещё одна мечта. В 1993 году я впервые услышала про программу МВА и поняла, что по-настоящему хочу получить это образование. И, знаете, этой мечте было суждено исполниться через 10 лет. В 2003 году руководство Республики Адыгея спросило меня, чем они могут наградить меня за реализацию успешного проекта по обеспечению пенсионеров, оставшихся без жилья в результате паводка в 2002 году. Я ответила, что хочу учиться. Это вызвало сильное удивление, но моё желание услышали. И по сегодняшний день я благодарна и программе МВА, и тем людям, которые способствовали тому, чтобы у меня была возможность пройти обучение. 

Что Вам дало это образование?

  МВА сильно меняет мозг, выстраивает мышление другим образом. А так как я училась с удовольствием, то приобрела большой объём знаний, которые захотелось реализовать на практике. Так возникла идея создать собственный бизнес, который жив и по сей день. В 2005 году мы учредили ООО «Центр доставки пенсий». На сегодняшний день у нас обслуживается около 60 000 пенсионеров. А в моём коллективе работает почти 200 человек. Мы грамотно выстроили процессы и это позволяет работать слаженно и без нареканий со стороны наших клиентов. 

Ольга, в какой момент в Вашей жизни появился туризм как сфера профессиональных интересов? 
  Мои дети выросли, бизнес по доставке пенсий стабильно работает. Я стала искать, чем заняться ещё. В 2008 году я купила франшизу и открыла туристическое агентство, которое специализировалось на выездном туризме. Мне очень хотелось путешествовать самой и поэтому первое время сама активно ездила в путешествия. Объездила Европу, Африку, часть Азии, побывала на Кубе, Доминикане и Мексике. А так как просто лежать на пляже мне было неинтересно, я попутно изучила, как устроены многие популярные туристические территории. 
 И наступил момент, когда исчез момент восхищения увиденным. Я смотрела на природные ландшафты где-нибудь в Африке или Мексике, и понимала, что Адыгея ни чуть им не уступает по красоте и величию. Туризм может быть построен не на памятниках архитектуры, а на ландшафтах. К нему нужно добавить первоклассный сервис и готовность удовлетворить потребности людей-туристов, окружить их вниманием и заботой. И всё срастается. 
 Так как я к тому времени уже состояла в Союзе промышленников и предпринимателей России, среди членов которой было много представителей турбизнеса Республики Адыгея, я начала с ними говорить о том, что можно всё устраивать совсем по-другому. Сначала меня никто не слушал, к моим словам относились скептически. Однако один из хозяев крупнейшего туркомплекса «Даховская слобода» предложил заниматься развитием его комплекса совместно. Я ничем особо не рисковала, а он всё-таки рискнул и репутацией, и деньгами. На сегодня этот комплекс по праву считается лучшим в республике. Сегодня мы работаем с ещё одной крупной сетью, которая предоставляет 2/3 спальных мест республики. 

Как пришла идея развивать событийный туризм?

  Работая в турбизнесе, я поняла его главную идею – люди едут за определённым эмоциями, а не для того, чтобы сменить домашний матрас на матрас, который есть в отеле. И наша задача – предоставить им такую возможность. 
  Я съездила в Армению на Фестиваль вина. Посмотрела и подумала: «А мы можем сделать что-то похожее у себя в республике?». Вернулась с идеей проведения первого этнофестиваля «Лаго-Наки». И снова мне и моей команде не сразу поверили. Но когда на первый фестиваль в феврале 2015 года собралось более 5000 человек, многие недоумевали: «Как вам это удалось?». Я отвечаю на этот вопрос так: Мы – не профессионалы, мы – любители. Мы можем пробовать делать то, что никогда ещё не делали. Нам можно позволить себе ошибки, потому что мы не знаем, что так нельзя. (Смеётся). 




 Только за прошлый год у нас прошло три подобных фестиваля. Это уже своеобразный бренд – LagoNakiFest. Ближайший фестиваль состоится 20 августа этого года. Мы назвали его Праздник адыгейского сыра. Наша основная задача – вывести фестиваль на более высокий уровень, превратить его в большое культурное мероприятие, включающее художественную и деловую часть. Уже на второй фестиваль мы привозили представителей турагенств, а затем был СМИ-тур. И в этом направлении мы продолжим работать дальше.


Сейчас Вы занимаетесь большим проектом – созданием туристско-информационного центра «Адыгея: Горы удовольствий». Расскажите, пожалуйста, более подробно о нём. В чём его основная суть? Какие задачи этот центр призван решать? 
  В определённый момент моей деятельности мы пришли к выводу: продавцов услуг мы «подогрели», а продавать-то нечего. Конечно, туристы к нам едут, но необходимо, чтобы, посетив нашу республику один раз, они захотели к нам вернуться не раз и звали сюда своих друзей. 
 Поэтому и пришла идея объединить на одном информационном портале всю информацию о том, что человек может у нас получить. С начала этого года мы – я и мои ближайшие друзья – начали создавать такое информационное пространство. Портал мы сделали как набор кубиков, собирая которые человек может выбрать всё, что ему нужно и в каком удобно количестве – жильё, еду, трансферы, гидов, развлечения, экскурсии, другие мероприятия. Естественно, у нас есть и готовые туристические программы. Для удобства посетителя сайта мы сделали календарь событий, благодаря которому человек может запланировать свою поездку в любое время. Сайт – это виртуальная часть нашего туристско-информационного центра, к ней привязана страница в социальных сетях. Администраторы отелей, с которыми у нас есть соглашения, будут обладать всей необходимой информацией и помогать туристам планировать свой отдых прямо на месте. 




 У нас будут кольцевые туристические программы – автобус будет собирать посетителей отелей и привозить их к достопримечательностям в сопровождении экскурсовода. Мы специально сейчас обучаем гидов. Парадокс, с которым мы столкнулись в самом начале нашей работы – экскурсоводы вроде есть, но на самом деле их нет. Мы понятия не имеем, что они говорят людям на экскурсиях. Услышала, что местный университет проводит курсы гидов. Пришла, попросила собрать всех, кто эти курсы закончил. Из 13 выпускников пятеро дали согласие с нами сотрудничать. Мы раз в неделю встречаемся, пишем тексты для тематических экскурсий. Выяснилось, что в истории республики есть «белые пятна». Была достаточно развитая культура, но никаких следов от неё, к сожалению, не осталось. Приходится по крупицам собирать информацию. Прекрасная природа, замечательные продукты, чистейший воздух и этническое своеобразие – из всего этого нужно создать предсказуемую для каждого туриста вещь, чтобы он понимал, где и по какой цене купить. 

Существуют ли аналоги вашего центра где-то в других регионах России?
 Вы знаете, при создании центра я ни на что не опиралась. Но не думаю, что придумала что-то уникальное и новое. Идея, как правило, приходит очень многим людям одновременно. Она хочет быть воплощённой. В каждом бизнес-проекте, пока он не стал франшизой, есть много творчества. Есть такое правило: Чем меньше бизнес, тем больше любви. У нас пока ещё бизнеса мало, зато много любви. Бизнеса станет больше, но очень хочется, чтобы любовь не ушла. 


Ольга, какие ещё события ожидают гостей и жителей Адыгеи в ближайшем будущем? 

 Много событий произойдёт в августе этого года. Помимо Праздника адыгейского сыра, мы планируем провести большую конференцию, связанную с экологией здоровья «Исцеление и гармония». Мне очень нравится эта идея. Исцеление – это восстановление целостности через то, как человек эту жизнь проживает. Через ту философию, которой он придерживается. Через систему питания, единство духа, тела, эмоций и разума. 


  Я всегда отвечаю тем собственникам бизнеса, которые жалуются на сезонность в нашем бизнесе: «У нас нет сезонности. У нас, как на Кубе, семь сезонов. Нет только сезона ураганов, слава Богу. Надо работать дальше и тогда в отелях всегда будет много гостей». Пока, конечно, пик посещений в выходные дни, но мы стремимся к тому, чтобы загруженность была и в будние дни. Мысли, как этого достичь, у нас тоже есть. В частности, вместе с Правительством республики, РЖД, Комитетом по туризму и Министерством культуры мы организовываем первый железнодорожный тур. Поезд с Адлера будет ходить к нам с октября 2016 года и затем возвращаться обратно в Адлер. Точно такой же поезд мы планируем запустить и из Ростова-на-Дону, потому что ростовчане - самые лояльные туристы. Они очень любят нашу республику. 
  Работы очень много. Но она приносит огромное удовольствие и поэтому мы её не боимся. Основной принцип, которому наша команда следует – мы должны дать гостям возможность отвлечься от их повседневных мыслей, сменить угол их зрения на всё окружающее, чтобы они после путешествия стали смотреть на всё происходящее с ними по-другому и начали действовать по-другому. И тогда будет другой результат. 


Хочу Вас спросить, бывает ли у Вас состояние, когда опускаются руки или наступает усталость?
  Конечно, как у любого человека такие периоды у меня случаются. Слава Богу, нечасто. Я люблю одна время проводить. Еду куда-нибудь. Очень люблю готовить – это для меня одна из разновидностей отдыха. Не зря ведь говорят, когда женщина занимается домашней работой, она берёт под контроль весь мир. Я нахожусь в том прекрасном состоянии, когда, делая дело, способна думать только об этом деле. Когда я мою посуду, думаю только о посуде. 
   Иногда руки опускаются, если что-то долго не получается. Это нормально, нужно просто продолжать двигаться вперёд и не бояться критики. Если меня кто-то критикует, я спрашиваю: «Есть ли что-то за что меня можно похвалить?». Если человек мне говорит, что похвалить меня не за что, я отвечаю, что мне не о чем с ним говорить дальше. Потому что у него предвзятое ко мне отношение. Многих критиков это останавливает. Я сразу предлагаю им сменить точку зрения. Со многими диалог после этого становится возможным.
  Знаете, я считаю, что моё предназначение в жизни – давать людям допущение. Я привыкла быть примером. Людям это необходимо. Пусть смотрят и слушают меня, но делают своё. Ошибаться – это единственный способ двигаться. Но если у нас этого позволения не будет, мы не будем двигаться. 


Интервью записано в июне 2016 года

1 комментарий:

  1. Да, в разговоре с Ольгой каждое слово - ценность. Алла, ошибайтесь на здоровье :)

    ОтветитьУдалить