среда, 20 июля 2016 г.

СЕРГЕЙ ИВАНОВ: Я МЕЧТАЮ ВЛЮБИТЬ КРАСНОДАР В ИГРЫ


Люди рядом 


Судьба нас свела чуть более трёх лет назад. Мы учились коучингу в Международном Эриксоновском университете коучинга. После окончания курса мы продолжаем общаться и по сей день. Для меня наши беседы каждый раз глубоко трансформационны. О чём бы мы не говорили, я знаю, что после каждого разговора никогда уже не буду прежней. Внутри запускаются неосознанные процессы, которые приводят к изменению жизни в целом. Поэтому я с удовольствием предложила Сергею пообщаться. Надеюсь, что это интервью положит начало нашей доброй традиции – беседовать о важных вещах и делиться этим с другими людьми. 

Как всё начиналось. О физике и информатике

– Я знаю, что мы с тобой коллеги. Ты, как и я, закончил пединститут.  Насколько я помню, по специальности ты – учитель физики и информатики. Хочу узнать, как физика в твоей жизни случилась? Потому как то, чем ты сейчас занимаешься, физикой-то сложно назвать. Хотя, как знать…

— О, классно! Со всего был готов начать, но с физики… Давай об этом поговорим.

Физика в моей жизни появилась случайно, впрочем, как и многое другое. В школе в последних классах я сильно увлёкся информатикой. Говорили, что я был неплохой программист. По крайней мере, когда поступил в институт, мне сказали, что пару лет в институте мне делать точно нечего. Поэтому в школьные годы желание научиться программированию было основным движущим мотивом, в том числе, и для дальнейшего поступления.

Изначально планировал поступить в Сибирский металлургический институт в г. Новокузнецке. Все приличные мальчики поступали именно туда. Однако этому помешало несчастье – через три дня после того, как я закончил школу, погиб мой брат. И было, честно говоря, не до поступления на ту специальность, на которую я собирался.

И вот после этих печальных событий я направился подавать свои документы в приёмную комиссию в институт. И по дороге встречаю своего друга, с которым мы до сих пор дружим. Он спросил у меня: «Ты куда?». Я ответил, что документы иду подавать. Он сказал мне, что подал свои документы в местный пединститут на специальность «Физика и информатика» и предложил мне тоже пойти туда учиться. Не помню сколько минут я думал, по-моему, минут пять, и говорю: «А пойдём!». Вот так в моей жизни случилась физика.

– Как долго она в твоей жизни продолжалась?

— Я закончил институт по специальности «Учитель физики и информатики». В школе я физику не преподавал, учил детей информатике. Я пришёл в школу, в которой был единственным учителем информатики. А она была там, дай Бог памяти, с первого по одиннадцатый класс. У меня были все возрастные группы. Это был крайне интересный опыт. Год я отработал вот в таком режиме. В общем, отдал долг государству за то, что оно меня обучало. Примерно полгода я поработал потом ещё в другой школе, совмещая преподавание информатики, подготовительных курсов для выпускников, был заведующим информационной лаборатории. После этого мои взаимоотношения со школой закончились совсем. 


Про коучинг

– Но коучинг приключился гораздо позднее в твоей жизни. В какой момент он появился?

— Я думаю, что коучинг где-то внутри был всегда со мною. Осознанно с того момента, как я закончил все свои институты и стал заниматься профессиональной деятельностью. Тогда назрел момент, когда нужно что-то менять в себе, что-то в себе развивать. И стало появляться то, что потом было названо коучингом.

– А когда к тебе пришло это осознание, что что-то нужно менять в себе, изменять своё мировоззрение? Какая была отправная точка?

— Всё очень просто. Лакмусовой бумажкой является внутреннее эмоциональное состояние. Когда ты утром встаёшь и тебе радостно, спокойно и весело – это хорошо. Значит, всё в твоей жизни складывается. А если ты просыпаешься утром и там внутри у тебя в груди что-то болит и щемит, значит, надо задуматься – возможно, идёшь не по тому пути. От этого щемления в груди почти 10 лет избавлялся. Это мне удалось.

Я не скажу, что я 365 дней в году просыпаюсь с ощущением радости и счастья внутри, но вот этого чувства щемления, связанного с разными вещами, у меня практически не осталось.

– Ты своего первого клиента в коучинге помнишь?

— Первый он, наверное, был… (задумывается надолго). Кто был этот светлый человек? Хочется пожать ему руку и сказать спасибо, что он меня терпел.

– Какой след оставили первые клиенты в коучинге в тебе?

— Они мне позволили начать разбираться в том, что такое на самом деле коучинг. Как взаимодействовать с людьми, определить, кто те люди, которым я могу быть полезен. Кстати, с одним из первых я расстался через какой-то короткий промежуток работы, сказав, что я не вижу возможности этого человека дальше сопровождать. Он нашёл мне замену, у него всё хорошо.

– С кем тебе комфортнее работать как специалисту и как человеку?

— Если сказать общими словами, наверное, с людьми, которые готовы меняться. Это раз. Которые готовы быть приверженными в этих изменениях. Это два.

Для меня коучинг – это процесс изменения мышления человека, процесс перестройки его мировоззрения. Этот процесс требует времени. От истории, когда человек приходит с запросом: «Чего-то в жизни у меня сейчас не складывается, мне срочно нужно прибежать к коучу. Помогите мне, пожалуйста!», я отказался. Если человек готов идти в процесс изменений, если он готов инвестировать в себя, как минимум месяца три, то мы сможем найти точки соприкосновения, и я могу быть ему полезен.

– То есть коучинг – это не про экстренную психологическую помощь человеку, да?

— Внутри процесса трансформаций у человека бываю провалы и падения, и поддержать его в этот момент является, в том числе, и моей профессиональной обязанностью. Я могу это сделать до определённого уровня. Но если человек сразу входит вот с этим, то нет, это не коучинг. Однозначно. 


О играх в бизнесе и жизни

– А затем в какой-то момент в твою жизнь пришли игры.

— Ну если в отрезках времени смотреть, игры пришли совсем-совсем недавно. Я ими активно занимаюсь всего полгода.

– Но, по моим ощущениям, они к тебе сразу тотально пришли.

— Да, это была влюблённость. Видимо, какое-то время мы шли параллельно. Они в своей Вселенной развивались, а я в своей. И вот однажды открылась дверь, и я увидел эту другую Вселенную. Я в неё однозначно влюбился, как в своё время влюбился в коучинг. И игры случились тотально в моей жизни.

Я понимаю, что в жизни есть некая цикличность. Набив определённые шишки в коучинге, когда возникает определённая зависимость и ты ничего, кроме коучинга, не видишь, в играх это состояние я быстро проскочил.

Сейчас понимаю гораздо отчётливее для чего они в моей жизни, как я могу с их помощью помогать людям, с которыми работаю, как их сочетать с тренингами, с коучингом, со всеми остальными вещами. Те технологии, которые я выбираю, имеют два важных критерия: первый – в них заложена какая-то определённая философия, второй – в них есть хороший инструмент. Если ты погружаешься только в философию, тебе будет трудно быть практичным для своих клиентов. Если погружаться только в практичность, то самому становится скучно. Лично я тогда не чувствую процесса и интереса. И мне крайне важно этот баланс соблюсти. Этот баланс нашёл в своё время для себя в коучинге и сейчас нахожу в играх. Например, для меня интересны сейчас трансформационные игры для бизнеса.

– Как ты думаешь, почему сейчас вдруг мир стал играть? И так активно играть. «Заиграл» бизнес. Игровые технологии и так-то в тренинге в том или ином виде были, а сейчас мир прямо садится за игровые столы. С чем это, по-твоему, связано?

— Мне кажется, что это естественная эволюция подходов к развитию и обучению. Тимоти Голви, один из основоположников коучинга, автор книги «Работа как внутренняя игра», по сути, отразил в ней философию игры.

Наша жизнь в социуме сильно развивает нашу логику. Мы привыкли мыслить в последовательно – «надо делать это, это и это, потому что…, потому что…, потому что…. Это, с одной стороны, хорошо, у человека есть чёткий план действий. Но, с другой стороны, это ограничивает его – он не видит всей массы вариантов, которые у него есть. Игры позволяют подключиться к творческому началу в человеке. И увидеть гораздо большее количество вариантов.

В игре есть лёгкость входа в сам процесс. Зачастую многие мастера говорят, что им удаётся достичь эффекта от игры за 4 часа гораздо большего, чем если бы они проводили двухдневный тренинг. Потому что человек погружается в игру всецело, проживает процесс игры сразу и видит себя со стороны, получает обратную связь от других игроков и что-то пробует на деле.

– Какие игры ты практикуешь, как игротехник? Бизнес-игры или так называемые игры для жизни?

— На сегодняшний день я больше люблю проводить игры для жизни. Но тем не менее, сейчас разрабатываю несколько продуктов, в основе которых лежат игры для жизни, но адаптированные для работы с бизнесом.

– А если говорить о бизнес-играх, как вообще заказчики относятся к тому, что при обучении их персонала будет применена необычная форма работы вместо привычных тренингов и семинаров?

— Если уровень кругозора руководителя достаточно широкий, он готов пробовать. Ему важно показать, что мы не просто поиграем с его персоналом, мы получим вполне практические результаты.

Бизнес – это такая же игра, где практичность является одним из главных результатов. И придумывать там что-то другое – это помогать собственнику развалить его собственный бизнес.

В некоторых компаниях сегодня тренинговым подходом пресытились. Тренингов огромное разнообразие, а у мозга возникает история с привыканием. Вроде ценное и важное, но не хочет его мозг принимать. Игра же позволяет мозгу получить новую информацию без сопротивления.

Для меня игра, в том числе, и классная диагностика. Когда ты, играя, какие-то моменты в себе увидел, то можешь затем пойти к психологу или коучу. В бизнесе собственник на основании всё той же диагностической функции игры может заказать уже более специализированный тренинг под специфику своих людей, своего бизнеса и задач. 


– Если говорить про трансформационные игры для жизни, есть ли у тебя «любимчики» среди них?

— Да, конечно. Есть совершенно потрясающая игра – «Империя магов». Мне нравится про неё рассказывать. Эта игра служит классным диагностическим инструментом. В ней можно реально увидеть свои стратегии принятия решений – эффективные и неэффективные. Увидеть и поменять всего за 4 часа.

Хотя практика показывает, что любая технология требует определённого количества повторений. И в эту игру я рекомендую каждому сыграть 3-4 раза, чтобы эффективно управлять своею жизнью. Например, у человека есть личные цели и цели, которые перед ним поставлены работодателем, если он работает по найму. На достижение каких целей больше мотивирован? Как правило, люди быстрее достигают своих личных целей, если это действительно их цели. Что мы можем предложить собственнику, топ-менеджеру в рамках такой игры? Мы предлагаем проработать с тем, какими способами достигать своих личных целей. В игре это очень чётко видно. А затем мы берём цели бизнеса и рассматриваем используемые стратегии. Потом обсуждаем, как личными стратегиями усилить стратегии внутри бизнеса. И наоборот.

– Ты – многодетный папа. Старшим твоим детям по 13 лет, и они иногда играют в трансформационные игры наряду с более взрослыми участниками. По твоему мнению, какого возраста можно предлагать подросткам трансформационные игры? И что ни могут дать им в таком юном возрасте?

— Человек начинает мыслить какими-то абстрактными понятиями в возрасте 11-13 лет. По идее это тот возраст, когда уже можно играть в трансформационные игры. Но раньше мы предлагаем своим детям другие настольные игры – развлекательные и познавательные.

Что касается моих детей, то это какая-то своя особая история. Мне кажется, что они сразу родились сформированными личностями и особо не собираются меняться (смеётся). Моя дочь в жизни этакий «достигатор», ей нравится ставить амбициозные цели и достигать их. У сына же в 13 лет свой философский взгляд со стороны на всё происходящее. Родитель, по сути, должен создавать для своих детей возможности. Я не пытаюсь заставить своих детей что-то делать. Даже убедительно не пытаюсь. И игра это, в том числе, возможность показать множество вариантов делать одно и то же действие и возможность думать.

– Сергей, 27 и 28 мая 2016 года в Краснодаре прошло большое мероприятие – Фестиваль игр для жизни и бизнеса «Круглый квадрат», партнёром и одним из организаторов которого ты стал. Чем для тебя явился этот фестиваль?

— Когда ты хочешь что-то сделать, ты просто делаешь. Мне предложили принять участие в организации подобного мероприятия, я согласился сразу. Мне это было интересно. Говорить о какой-то практичности, выверенной стратегии эффективного продвижения на рынке игр, наверное, здесь бы я не стал. Скорее, это было просто событие, которое хотелось сделать. Оно получилось.

Что лично получил я? Да много чего получил – проводил некоторые игры, общался с мастерами и получал обратную связь от психологов, людей из бизнеса. Всё, что я хотел получить, я получил.

– Какие у тебя планы на ближайший год? Если ли что-то такое, что хочется осуществить?

— Мы сейчас в «Пространстве игры» обсуждаем как провести Всемирный день игры. Это пока на уровне таких фантазий (улыбается). А на самом деле цели, которые уже перед нами стоят – показать Краснодару, чем игры могут быть полезны, а также найти удобные и полезные форматы проведения игр. Поэтому мы сейчас игры миксуем друг с другом, миксуем с коучингом. Смотрим, что из этого всего сделать, чтобы это была не просто игра, а некий продукт, процесс, который приводит к конкретным результатам в разных сферах жизни.

Когда в голове возникла идея Пространства игры (проект, который связан с играми в моей жизни), то появилась лично для меня простая миссия – мне очень сильно хочется влюблять Краснодар в игры. 


– И тогда что? Краснодар, влюблённый в игры, - что это за пространство такое?

— Ого! Это уже другая история. Надо отдельно рассказывать. Есть желание создать отдельное физическое пространство, куда можно приходить. Где будет особая атмосфера, определённый набор игр, мастера-игротехники, которые их проводят. В какие сроки это реализуется, я даже не знаю. Это всё ещё на уровне желания и вектора движения.

А пока мы создаём информационные продукты, чтобы рассказывать про игры. Придумываем новые формы проведения наших мероприятий. В июле у нас пройдёт мастерская «Использование трансформационных игр в работе тренера». С сентября планируем ещё целый ряд мероприятий. Как говорится, заходите на наши информационные ресурсы, вся информация будет там.

– В связи с тем, что есть такая амбициозная мечта – создать территорию, влюблённую в игры в Краснодаре, наверняка возникнет потребность в подготовленных игротехниках. Есть ли идеи в области подготовки игротехников что-либо делать?

— Знаешь, есть такие идеи. На первом этапе знакомства с играми, мне хотелось в этот процесс погрузиться активнее. Естественно, развитие игр начиналось в Москве и из столицы движется в регионы, там сегодня основная игровая активность происходит. И там же появляются программы подготовки игротехников. Мне кажется, что этого пока достаточно.

В определённый момент, несомненно, когда я наберусь своего опыта и своего понимания, что такое игра, как её следовало бы преподносить, на что обращать внимание, возможно, сложится собственная программа подготовки игротехников.

Игротехники «Пространства игры» - хорошо звучит!

– Так что же такое игра для тебя?

— С одной стороны, это, конечно, философия и система мировоззрения. Определённое внутреннее состояние, которое позволяет легче смотреть на многие вещи с совершенно с разных точек зрения. С другой стороны, игра – это инструмент, который позволяет человеку менять что-то внутри себя, и, как следствие, двигаться по жизни, достигать своих целей более комфортным способом.

Страница Сергея в ФБ: https://www.facebook.com/Serg.Ivanov.76
Сайт проекта "Пространство игры": http://proig.ru/

Интервью записано в июне 2016 года

2 комментария:

  1. С большим интересом прочла эту статью. Я правильно поняла, что игровой элемент в обучении и тренингах может не только научить быстрее теории, но и встроить навыки? Ну а то, что игра может стать и диагностикой - стало для меня приятным открытием. Рада тому, что профи из Краснодара - значит Краснодару повезло!

    ОтветитьУдалить
  2. В игре есть большой элемент включенности. Мы взаимодействуем сразу, здесь и сейчас. Насчет встроить навыки. Тут все же я исхожу из того, что нывыку нужно время. А вот актуализировать не мифические навыки, а конкретные, необходимые этим людям, в этих условиях несомненно. А актуализированные навыки развиваем доступными методами: тренинги, наставничество,и индивидуальные планы и т.д. Люблю метафору: Игра для мозга как диагностический стенд для авто. Важно все делать во время тогда и ремонтов меньше, и пробег больше, и езда комфортнее;))

    ОтветитьУдалить