пятница, 11 ноября 2016 г.

МОББИНГ: КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ОФИСНОГО ТЕРРОРИЗМА (Часть 2)



Сегодня публикую продолжение заметки по психологический террор на рабочем месте. Если Вы пропустили первую часть, тогда читайте её здесь.


Предлагаю поговорить о том, как предотвратить подобное явление и как развивается процесс психологической травли. 

Я говорила ранее, что от моббинга не застрахован никто! Естественно, есть люди, которые входят в группу риска. Об этом мы тоже с Вами говорили в первой части

Почему сотрудник компании может стать жертвой моббинга?

Несомненно, каждая ситуация уникальна и требует детального обсуждения. остановимся подробнее на причинах этого явления. 

Все причины можно условно разделить на внутренние и внешние.

Начнём с внутренних причин. Если человек склонен проявлять себя так, как описано ниже, то это может спровоцировать моббинговую атаку на него:

  • Он высокомерно себя ведёт по отношению к своим коллегам. Стремление избежать участия в общих мероприятиях коллектива (дни рождения, корпоративы и пр.) с демонстративным видом – «я вам не чета», «мне здесь нечего делать» и т.п. – хороший фундамент для возникновения травли.
  • Он нарушает негласные правила (в том числе, и ненамеренно), принятые в коллективе. 
  • Он стремится выбить для себя лучшие условия работы. Лучший стол, удобный график, прочие поблажки от начальства.
  • Он много хвастается своими достижениями, связями и пр. Как говорится, без комментариев. Хвастунов не любят.
  • Он бесконечно ноет о проблемах, стремится всех «нагрузить" ими.
  • Он навязчиво и часто просит о помощи. Обращаться за помощью время от времени к коллегам и начальству - это вполне нормально. Но делать это с завидной регулярностью - опасный симптом.
  • Он саркастично подтрунивает над коллегами. Чувство юмора - это ценный дар до той поры, пока оно не задевает достоинство другого человека.
  • Он позволяет себе заигрывать с противоположным полом, сексапильно одевается и т.п. В лучшем случае можно стать объектом сплетен и интриг, в худшем - против него будут предприняты более жёсткие меры со стороны коллег. 

Теперь о тех причинах, которые не зависят от самого человека:

  • Внешний кризис. Если в компании предстоят масштабные сокращения, то одним из способов избежать самому попадания в число претендентов «на вылет», - начать травить тех, кто неугоден. Как говорится, естественный отбор никто не отменял – выживают сильнейшие.
  • Освободившее карьерное место и несколько претендентов на него.
  • Резкое повышение по службе одного из коллег. «Новая метла по-новому метёт» - хорошая русская поговорка именно про это. Если у вновь назначенного руководителя "есть зуб" на кого-то из коллег, то моббинг - отличный повод отмщения. Иногда сам назначенный босс может стать жертвой моббинга.
  • Банальная зависть коллег по отношению к человеку и его достижениям.
  • Неприятие провинциалов, представителей другой национальности, иностранцев и столичных «штучек».
  • Приход нового коллеги в коллектив. В нездоровой психологической обстановке это может быть способом проверки новичка на "свой - чужой". 
  • Предубеждение против инвалидов и т.п. 
Список внутренних и внешних причин можно продолжить. Важно разбираясь с ситуацией моббинга, проанализировать ситуацию со всех сторон. Прежде всего выявить внутренние причины, которые делают человека объектом для нападения мобберов.

Есть хорошее выражение «Один раз – это случайность. Два – закономерность». Если случаи моббинга случаются с Вами с завидной регулярностью, стоит присмотреться к собственному поведению. Возможно есть что-то, что отталкивает от Вас коллег.



Помните историю с Мариной из первой части статьи? Когда мы стали с ней разбирать ситуацию более детально, то выяснилось, что Марина очень боится критики в свой адрес и взваливает на себя зачастую больше, чем способна выполнить. Не справившись с задачей, она склонна жаловаться на сложившуюся ситуацию и впадать в состояние «пожалейте меня, бедную». Пока её поддерживала прежняя начальница отдела, грамотно ставя задачи и распределяя рабочую нагрузку, а также ограждая от прямого взаимодействия с Директором филиала, всё складывалось хорошо. Но после ухода в декрет руководителя, Марине пришлось взаимодействовать с вышестоящими руководителями напрямую. А так как Марина не умеет договариваться конструктивно, она подверглась моббингу. Внешними факторами в этой истории стали личная неприязнь со стороны вновь назначенного руководителя и Директора филиала. Она была выбрана «козлом отпущения», на которого удобно было сваливать неудачи. 

Поэтому если Вы вдруг чувствуете, что напряжение вокруг Вас нарастает, тщательно проанализируйте внешние и внутренние причины. 

Фазы развития моббинга

Как любой процесс, психотеррор развивается по определённому сценарию. Понимание закономерностей процесса помогает быстро ориентироваться в ситуации и делать правильные действия. 

  1. Возникновение предпосылок. Это может быть неразрешённый конфликт в «тлеющем» состоянии или высокая напряжённость внутри коллектива из-за неблагоприятного психологического климата.
  2. Начальная фаза. Чтобы снизить напряжение, разрядить обстановку внутри коллектива начинается поиск «виновника». Случаются первые агрессивные выпады в сторону жертвы в виде недовольства или насмешек. У жертвы появляются эмоциональные срывы. Это провоцирует усиление моббинга.
  3. Активная фаза. Выпады в сторону жертвы становятся регулярными и уже мало зависят от реальных поступков и результатов работы. Даются только негативные оценки. В результате у жертвы возникает устойчивое ощущение затравленности, человек начинает чаще болеть, обостряются хронические заболевания.
  4. Социальная изоляция жертвы. Жертва полностью или частично изолируется от участия в общих корпоративных мероприятиях и совместной работе. Информационный вакуум и изоляция приводит к тому, что человек не получает положительных оценок, его самооценка резко снижается. Он ощущает себя беспомощным и неуверенным в собственном профессионализме. Может часто уходить на больничные из-за серьёзных проблем со здоровьем.
  5. Потеря рабочего места. Чаще всего эмоционально и физически истощённый человек сам уходит из компании. Иногда ему настоятельно предлагают сменить место работы. Самый крайний вариант – жертва начинает бороться за свои права и обращается в трудовую инспекцию, но жизнь её в этом случае в организации сладкой не назовёшь. Моббинг продолжается, чаще он переходит в открытую вражду. 
Марине, героине нашего повествования предложили написать заявление об уходе по собственному желанию. Женщина была полностью эмоционально обесточена, поэтому сражаться за рабочее место не стала. Однако её самооценка была очень сильно подорвана и необходимость искать новую работу вызывала сильный страх. "Неужели я настолько бездарна? наверное, я выбрала не ту профессию" - сказала мне она при первой встрече. 



Правильная стратегия поведения на новом рабочем месте и знание особенностей своего характера позволяют значительно снизить вероятность травли. Вот

10 правил, которые позволяют избежать моббинга

Правило № 1. Добросовестно и профессионально выполняйте свою работу. Хороших работников чаще всего ценят и боятся потерять грамотные руководители. Поэтому в случае горизонтального моббинга они могут встать на Вашу сторону. 

Правило № 2. обращайтесь со всеми членами коллектива одинаково ровно и вежливо. Если Вы пришли в коллектив, который уже сложился и там существует конфликт, не втягивайтесь в него и не вставайте на чью-либо сторону. 

Правило № 3. Не привлекайте излишнее внимание своим неординарным поведением. Есть другие, более приемлемые места для самовыражения. На работу мы приходим с другими целями :) 

Правило № 4. Будьте доброжелательны со всеми, но при этом не проявляйте стремления угодить всем и каждому.

Правило № 5. Остерегайтесь участвовать в распространении и обсуждении сплетен. Мягко дайте понять желающим втянуть Вас в обсуждение коллег за их спиной, что Вам это неинтересно.

Правило № 6. Не игнорируйте корпоративные мероприятия. Узнайте, какие негласные правила существуют внутри отдела и во всей организации. Что принято делать, а что категорически не одобряется.

Правило № 7. Не пытайтесь установить новые «правила игры» резко, даже если Вы вновь назначенный руководитель. Будьте разумны при внедрении новшеств. И помните, что людям свойственно вначале болезненно реагировать на любые, даже самые позитивные изменения и намерения, они могут начать сопротивляться. 

Правило № 8. Не фамильярничайте с руководителем. Если Вы находитесь с ним в приятельских отношениях, в пределах офиса сохраняйте деловой стиль общения.

Правило № 9. Никогда и ни при каких обстоятельствах не унижайте своих коллег. Напротив, чаще находите добрые слова для каждого из них. Но при этом не заискивайте. Ищите «золотую середину».

Правило № 10. Не давайте себя в обиду. Если кто-то из коллег пробует Вас «достать», спокойным тоном попробуйте выяснить, чего он добивается. Не реагируйте агрессивно на нападки. Человек, который сохраняет чувство собственного достоинства в эмоционально сложной ситуации, имеет больше шансов остудить пыл зарвавшегося коллеги.

И самое важное. Постоянно наблюдайте за тем, что происходит вокруг Вас на рабочем месте и в компании в целом. Своевременная оценка и анализ ситуации позволят Вам в спокойной ситуации предпринять правильные действия и реагировать адекватно. Как говорится, лучший способ лечения  болезни – это профилактика.

На сегодня это всё. В следующий раз мы подробно поговорим о том, что делать, если травля уже началась.







Комментариев нет:

Отправить комментарий