четверг, 25 августа 2016 г.

Евгений Спирица: СЕКРЕТ УСПЕХА ПРОСТ: СТАВЬ СВОИ ЦЕЛИ, РЕАГИРУЙ НА ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ, МЕНЯЙСЯ И ВНОСИ ЧТО-ТО НОВОЕ В ТО, ЧТО ДЕЛАЕШЬ




Люди рядом 

Евгений Спирица
Я уже писала о том, что не знала о том, кто такой Евгений до того самого момента, пока Борис Аветисян не предложил мне с ним встретиться и побеседовать.

Почему я согласилась? Евгений один из тех людей, которых я отношу к категории «Сделал себя сам». С такими людьми чрезвычайно интересно общаться. И них, как правило, есть чему научиться и о чём подумать после общения.

Готовясь к беседе, я поняла, что мне очень хочется не складывать определённого мнения о человеке до момента общения с ним. Поэтому я пришла на встречу только с одним листом бумаги, на котором мною была нарисована линия жизни Евгения и обозначены основные вехи его профессиональной биографии. Наша беседа с длилась недолго, но по содержательности она была крайне насыщенной. Уверена, что каждый, прочитавший запись нашего разговора, вынесет нечто ценное для себя. 

— Евгений, расскажите, с чего начинался Ваш путь в профессию?

— Когда я был маленький, меня во дворе били. Поэтому я начал заниматься каратэ. А поскольку оно было в те времена в подполье, то возникала ситуация, из которой было только два выхода – либо в бандиты идти, либо в правоохранительные органы. Но Бог миловал, в криминал не пошёл, поэтому оказался в правоохранительных органах. И как раз 3-4 октября 1993 года, в момент известных октябрьских событий в Москве, был мой первый рабочий день в отряде милиции особого назначения. В мои обязанности входила подготовка личного состава к работе в экстремальных ситуациях. Вы, наверное, помните, какая ситуация была в то время – советская милиция уже перестала существовать вместе с развалом СССР.

Мне повезло. Я занимался каратэ и был знаком с уникальными и интересными людьми, которые имели отношение к службе в органах правопорядка. Изучал психологию, но в совершенно другом формате, нежели она преподавалась в институтах. В советских ВУЗах студентов учили так называемой психологии деятельности. Она не была инструментальной и поведенческой.

Чего нельзя сказать об американской психологии. Например, таких её направлениях, как бихевиоризм, психоанализ, гештальт-терапия. Это всё-таки очень реальные темы, потому что они тесно связаны со страховой медициной. Страховая медицина в развитых странах покрывает 10 сеансов у психотерапевта. Ты за 10 сеансов либо вылечишь человека, либо не вылечишь. Тебе заплатят или не заплатят. Вот это было мне интересно.

В ситуации работы спецслужб, когда ведёшь переговоры с террористами, ты должен понимать, готовы или не готовы они сейчас применять оружие, говорят сейчас правду или лгут. А поскольку на мне бронежилет и каска сидели, мягко говоря, как на корове седло, я оказался единственным, кто мог более-менее учить людей работе в момент массовых беспорядков, применению оружия в условиях захвата заложников, спецстрельбе, спецвождению и остальное.  

— Образование, я так понимаю, Вы получили базовое психологическое?

Базовое психологическое, базовое педагогическое. Я учусь до сих пор. У меня есть образование антропологическое, экономическое, юридическое и даже бухгалтерское. Сейчас изучаю зоопсихологию. Вы знаете, что слово «аристократ» с древнегреческого переводится как образованный? Вопрос в том, какие знания применяешь, а какие нет.

У меня есть ещё и журналистское образование. Сейчас я являюсь консультантом телеканала «Наука 2.0» ВГТРК и знаю, как устроено телевидение. Мне звонят с канала, когда не знают, какой эксперимент поставить. Я говорю, где и что «докрутить». В принципе, с точки зрения ротации и всего остального, нельзя, чтобы человек постоянно мелькал в кадре, но для меня сделали исключение. На канале работают очень толковые ребята, мне с ними интересно.

Июнь 2016 года. Тренинг "Обмани, но не меня. Секреты КГБ в бизнесе" в Краснодаре

— Евгений, а в какой момент Вашей жизни появилась тема исследования лжи?

Произошло это благодаря фильму «Обмани меня». В то время я работал помощником руководителя в одном из банков в Туле. В мои обязанности входило, в том числе, сопровождать первые лица на деловых переговорах.

Как-то я проводил тренинг по коммуникации в какой-то компании, а мне говорят: «Женя, тебя по телевизору показывают». А я еще никого не консультировал профессионально, поэтому спросил: «Где это вы меня видели?». «Ты фильм «Обмани меня» смотрел?». Фильм я не видел. До его просмотра у меня было убеждение, что самым главным элементом коммуникации всё-таки является речь. А в фильме акцент был сделан на мимику и жесты человека. С одной стороны, сериал замечательный, но он в тот момент привнёс много хаоса к нам. И люди стали прибегать ко мне и спрашивать: «Ой, а ты знаешь модель Пола Экмана?». Знаю, она достаточно хороша известна была в те времена. Сам Пол приезжал в Россию. Мне стали предлагать по этой модели делать тренинги, я отказывался под предлогом, что она мне не нравилась. Но рынок продолжал активно втягивать в эту тему, потому что я сопровождал деловые переговоры, и я стал этим заниматься.

— Евгений, Вам приходилось кардинально менять сферу деятельности?

— Да. Когда из милиции уволился, ушёл в охранный бизнес – у меня было два частных охранных предприятия. Но потом меня так эти охранники достали, что я задал себе вопрос: «А зачем мне всё это надо?». И в один прекрасный момент сказал: «Всё, я на этом заканчиваю!». Отдал лицензию и занимаюсь тем, что общаюсь с приятными людьми.

2016 год. У партнёров и друзей всегда найдётся о чём поговорить

— Давайте про это решение поговорим подробнее. Вы решили, что одна часть Вашей жизни завершается, а другая начинается. А как она начинается? Сразу начинается или это через какой-то некий поиск?

— Сразу – это значит сразу. Я такой очень быстрый в этом плане человек. Если говорю: «Нет, я этим не занимаюсь», то это именно это и означает.

Долгое время жил в самообмане. У меня очень хорошие, добрые, эмотивные родители. Они мне говорили о том, что нужно жить правильно, вести себя хорошо, а ещё важно, чтобы близкие люди тебя и твою жизнь оценивали правильно. Но никогда не говорили мне о том, что близкие люди могут быть идиотами. Поэтому я долгое время не понимал, что если не живешь по своим целям, то обслуживаешь цели и интересы других людей.

В один прекрасный момент я понял, что полностью зависим от этой ситуации. В 35 лет пришло осознание, что пора жить по своим правилам. Закрыл тему с охранным бизнесом, больше не появлялся на предприятии, просто взял и всё поменял.

Пришло понимание, что самый лучший способ быть неуспешным, выглядит следующим образом: не меняться, а делать одно и то же; жить по целям других людей и не реагировать на обратную связь от природы. Хотите быть неуспешным, берите эти три принципа от Евгения Спирицы, пользуйтесь ими и Ваша жизнь будет похожа на ад.

Естественно, для успеха нужно ставить свои цели, реагировать на обратную связь, меняться, вносить что-то новое в то, что делаешь. Когда я эти позиции поставил во главу угла, всё стало по-другому. Откуда-то ресурсы взялись, жизнь сильно поменялась.

Появились в моей жизни совершенно другие люди, их немного, но все они сильные, классные, потрясающие, достаточно с высоким уровнем дохода и состояния. Эти люди создали свой бизнес с нуля, а это показатель, что у них другая система мышления и они очень успешны. Деньги в данном случае всего лишь измерение эффективности человека. Меня не волнуют деньги других людей, но наставником может быть человек, который успешен.

— Нас на протяжении всей жизни так или иначе, те или иные люди сопровождают в качестве наставников. Как Вы себе подбираете наставников или они случайно приходят в Вашу жизнь?

Они случаются неслучайно, я бы так сказал.

Наставник – это лучший человек в теме и при этом он должен быть максимально позитивным. Мой первый наставник Виктор Павлович Фомин, я занимался у него каратэ. Он – человек удивительный и глубокий: кандидат наук и научный сотрудник Московской консерватории. Он познакомил меня с трудами Пифагора, Платона и Аристотеля. Я искренне ему благодарен за то, что он мне дал.

Валерий Владимирович Коровин, сотрудник 30-й лаборатории КГБ СССР, которого я считаю своим наставником, учителем и отцом в детекции лжи. Он все время мне говорит: «Жень, когда ты ко мне уже на «ты» будешь обращаться?», а я ему отвечаю: «Я не могу к своему учителю обращаться на «ты».

К наставнику испытываешь уважение. Один из уникальных наставников в области и детекции лжи и коммуникации – Михаил Михайлович Пелехатый, ректор института современного НЛП, сотрудник Первого главного управления КГБ СССР из технической разведки.

Поэтому, если мы говорим о наставниках, нужно найти человека №1 в теме и посмотреть на его человеческие качества. Вот, например, почему в детекции лжи Коровин? У него главный принцип – человеколюбие, человековедение. Я остальных видел, но они по каким-то причинам мне не близки.

— Это на уровне ценностей, наверное. Его ценности и ваши ценности каким-то образом должны совпадать.

Да, конечно. Иначе он не может быть вашим учителем. Вы говорите: «Да, ты – мой учитель», и относитесь к нему с уважением.

Тренинг "Жёсткие переговоры" с Михаилом Пелехатым

— Скажите, а с чем связана такая популярность темы лжи среди обычных людей, далёких от безопасности и прочих вещей? Кому и чему обучают в этой сфере? Как возникает потребность у людей в эту тему глубже погрузиться?

— Давайте начнём с бизнеса и рассмотрим разные его сегменты. Россия – страна рейдерских захватов, Россия – страна мошенничества. Естественно, когда один раз кинули, другой раз кинули, бизнесмены приходят со словами: «Хочу научиться распознавать ложь, чтобы меня не обманывали».

Но, зачастую, часть бизнесменов живут в определённом самообмане. Пол Экман в своей «Психологии лжи» говорит, что самообман ложью не является. Я с ним согласен. Но иногда самообман является более страшным, чем ложь. Например, в бизнесе владелец не знает своих цифр, не разбирается в экономике, не понимает, чем отличаются оборотные средства от дохода, прибыли и убытка. Предприятие начинает жить на эти оборотные средства, через некоторое время деньги – опа! – и заканчиваются, потому что всё шло не туда, куда нужно. Бизнес носит несистемный характер. Это жизнь в самообмане. Сделайте бизнес системным!

 — А на бытовом уровне?

— Часто бывает ложь в семейных отношениях. Между мужем и женой. Изменял – не изменял. С детьми есть сложности. Современные дети подвержены не только влиянию Интернета, но и чему-то, что с наркотиками связано. Отношения между детьми и преподавателями в школе. Это те контексты, в которых наша деятельность важна и необходима, без этого никуда.

— Вам в жизни эти навыки не мешают? Знаете, как профессиональная деформация что ли.

— Нет никакой профессиональной деформации. Наоборот, эти навыки помогают жить очень хорошо, спокойно. Я как-то в своём блоге написал, что, если Вы думаете, что можно обмануть Евгения Спирицу, можете находиться в этом заблуждении долго. Но я верующий человек, а в христианстве есть один важный принцип – принцип всепрощения. Мы же маленьких детей за то, что они стащили у нас конфетку со стола не ругаем? Просто закрываем на это глаза. Так же и в жизни. Представляете, если я на каждом углу буду говорить: «А-а, ты меня обманываешь!»?

У меня был случай. Очень близкий друг прошел у меня подготовку и, как только видел ложь и обман на своём предприятии, начал ругать своих подчинённых. А потом звонит и говорит: «Женя, а чего случилось? У меня персонал побежал». Я ему предложил рассказать мне, как он себя ведёт с этими людьми. Выслушал его и говорю: «Слышишь, друг, ну-ка раздевайся!». «То есть?! Чего-то я не понял». «Ну я же сказал, снимай одежду. А как ты думаешь, приятно ли людям, когда ты их берёшь и прилюдно всех «раздеваешь»? Удобно ходить голым? Может не надо всё-таки говорить, что король голый?»

— Ну, а вообще знать правду не мешает в жизни? Одно дело говорить, другое дело знать об том, что тебе сейчас лгут.

— Если дело касается криминала, тогда надо знать, что тебе лгут. Во всех других случаях житейских, нужно всё-таки в контексте смотреть. У нас ситуация в семье такая, что нет смысла лгать. Если детей касается маленьких, они могут, а взрослым какой смысл? Супруга работает вместе со мной, занимается тем же – работает на полиграфе, профайлингом занимается. Если люди не лгут друг другу в отношениях, те становятся совсем другими – нежными, мягкими. Кстати, всем этого желаю. Понятно, что ссоры иногда случаются. Но всё-таки ссоры – это вопрос неудовлетворения каких-то потребностей, а не результат лжи. Даже психологи между собой иногда могут не договориться. 

— Это точно.

У любых психологов должен быть собственный свой супервизор. У нас с женой есть свой прекрасный психотерапевт. И когда у нас возникает проблема или недопонимание, мы ходим к нему на приём. Случаются весьма интересные открытия. Вроде бы ты всё это знал, а иногда полезно посмотреть на ситуацию глазами другого человека.

Доминикана. Далёкая и пленительная

— В завершении нашего разговора, Евгений, хочу у Вас спросить, чем Вы любите заниматься в свободное время?

— Я стараюсь спрятаться от всех. Почитать хорошую книгу. Очень люблю бывать в Доминикане. Когда бываю там, то люблю просто сидеть и смотреть на океан и погреться на солнышке. В свободное время я закрытый, замкнутый человек.

— А мечтаете о чём?

О чем мечтаю? Побыстрее уехать в Доминикану жить. Потому что там хорошо. Мне нравится это место. Я буду смотреть на океан и ничего не делать. Нет, пару книжек точно напишу.

— Спасибо огромное, Евгений, за то, что уделили мне своё время в своём плотном графике. Удачи вам!

— И Вам спасибо. Приходите на наши мероприятия. 

Записано в июле 2016 года

P.S. Для тех, кто не видел анонс моего интервью с Евгением: https://www.youtube.com/watch?v=fOec264CrRI

Ближайшее мероприятие Евгения Спирицы в Краснодаре 24-25 сентября 2016 года. 

2 комментария:

  1. Начала читать статью с желанием ею поделиться у себя на страничке, потому что наблюдаю за работой Евгения Спирицы с тех пор как "она" появилась в инетею Мне нравится его объективность и грамотность! Но, очень удивилась и теперь - не знаю... Жить в Доминикане... Получается, что Евгений не за активную жизненную позицию в принципе?

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина, спасибо за Ваш комментарий. Выскажу своё мнение: во время беседы я чувствовала, что Евгений очень открытый и искренний человек. И его активности можно по-доброму позавидовать. Но когда он заговорил о Доминикане и своих желаниях, у меня возникло ощущение, что я на уровне чувств я его очень понимаю. Работая с людьми, много отдавая, у публичного человека возникает желание уединения. И я намерено не стала корректировать сказанное. Потому что быть искренним и открытым, оставаясь медийным лицом, может позволить себе очень сильный духом человек.

    ОтветитьУдалить