суббота, 20 августа 2016 г.

ИННА КУЛИНИЧ: Я РАБОТАЮ СЕРДЦЕМ


Интервью взяла Татьяна Иванова

Яркая и харизматичная, чувствительная и громкая, отзывчивая и позитивная.
Я знаю Инну Кулинич всего три года. Но не перестаю удивляться многогранности её личности. Посмотришь под этим углом: решительный лидер, вдохновляющий на изменения, глянешь под другим – мягкая женщина, окутывающая поддержкой и сочувствием. Мы встретились накануне Дня рождения Инны. Пили кофе и молочный коктейль, вдыхали запах корицы, улыбками разгоняли темноту, эмоционально размахивали руками и болтали обо всем. Да простят нас корифеи классической журналистики за нарушение всех правил интервью, но разговор получился душевный, теплый и многогранный. Как сама Инна Кулинич.

— Давай начнём с начала. Мне интересно самое яркое воспоминание твоего детства?

— Ух ты! К этому вопросу я как-то не была готова. Самое яркое? Да вообще у меня детство было счастливым. До 13 лет мы жили в Туркмении, самой жаркой республике Советского Союза. Вот сейчас пришло сразу – летние смены в лагере дневного пребывания в Клубе детского творчества. Целыми днями мы готовили мероприятия, всё время у нас были какие-то конкурсы, концерты. Возможно, оттуда и пошла моя активность. Мне всегда всё надо было, я была вовлечена во что-то – пела, танцевала, стихи читала, в постановках участвовала.

Ещё я любила ночью лунной выйти во двор или утром затемно идти на автобус, чтобы доехать до школы, и любоваться звёздным небом, залитым лунным светом. В Средней Азии очень красивое ночное небо – Млечный Путь, словно кистью нарисован на небе. Обожаю южные ночи и пение цикад! 

1980 год. Моё детство в Туркмении. Клуб детского творчества при Безмеинском цементном заводе.
Я сижу в центре 
 — А почему выбрала стать педагогом?

— Так повелось с самого детства, что вокруг меня всегда собирались более младшие дети. Мне нравилось их организовывать. Когда мы переехали жить на Дальний Восток, я пришла в новый класс и меня спросили, какое поручение хочешь выполнять в нашем пионерском отряде. Я сказала, что буду пионерской вожатой в подшефном 4-ом классе. И я стала одной из самых лучших в школе пионерских вожатых, потому что я с подопечными проводила очень-очень много времени. И вопрос о том, куда идти учиться после школы, передо мной даже не стоял. Мне бесконечно нравилось наставлять, поучать, учить, сопровождать. Я выбрала стать учителем биологии и химии. 

— Ты сколько в школе проработала?

— Я проработала 10,5 лет. Успела выпустить один класс как классный руководитель. Всё время преподавала химию. Это был интересный период в моей жизни. Мне, действительно, всё это очень нравилось. Я считаю, что была успешным учителем, меня дети любили. В 2001 году выиграла районный конкурс «Учитель года» и заняла 7-е место в городском этапе конкурса. Как сказала директор школы после моей победы: «Её бросили на танки, а она взяла эти танки подмяла и выиграла». Была с этим конкурсом связана интересная история. Во время районного этапа я выбрала провести открытый урок в классе, в котором учились дети с замедленным психическим развитием. На секундочку, для этих детишек моя химия была чем-то таким запредельным, а тут открытый урок, 15 человек жюри конкурса. Но я в них поверила, и они меня не подвели. Меня потом спрашивали: «Зачем ты это сделала?». А я хотела показать, что с этими детишками можно и нужно работать. Для меня это был определённый вызов. Я вообще люблю принимать вызовы.

2001 год. Репортаж с районного этапа конкурса "Учитель года"

— Если любила, если нравилось, почему приняла решение уйти из школы? Сколько тебе на тот момент было лет?

— Мне было 32 года. Я входила в возраст Христа. В начале года, в котором приняла решение уходить, я стала завучем по учебной работе. Долго сомневалась идти на эту должность или нет. Не люблю административную работу. Получив эту должность и начав на ней работать, я поняла, что достигла определённого потолка. Дальше расти некуда. Идти по административному направлению мне не хотелось. Тогда в школе начались негативные процессы, которые, к сожалению, происходят до сих пор – часы по химии резко сократили, мне приходилось преподавать ещё и природоведение, и географию. И мне в какой-то момент стало «душно». Я понимала, что я могу ещё какое-то время протянуть. Стала смотреть по сторонам, задумываться всё чаще и чаще: «А куда дальше?».

Есть такое понятие – достичь профессионального потолка. В своей профессии я к тому моменту его достигла. Была в кадровом резерве на руководящие должности в школе. А мне очень хотелось развиваться как преподавателю. Вот сейчас думаю, что если бы осталась на кафедре химии после института (мне предлагали такой выбор), и пошла бы по научной стезе, то там был бы больший разбег и из меня получился бы хороший учёный. Но я пошла работать в школу. Нисколько не жалею об этом. Но всё равно рано или поздно встал вопрос: «Куда дальше?». 

2001 год. Этот класс я выпустила как классный руководитель.
Это фото сделано, когда мои детишки заканчивали 9-ый класс.
— И куда дальше?

— А дальше было увольнение в середине учебного года. Я уходила в состоянии, которое называется эмоциональное выгорание. В тот момент я переживала тяжелейший профессиональный кризис, который наложился на другой переломный момент. Это не был кризис средних лет, но тоже был таким экзистенциальным. И я помню, что настолько была тогда истощена, что синдром эмоционального выгорания «хлебнула полной ложкой с горсткой». Шагнула «в никуда», полтора года сидела дома. Сначала я была примерной домохозяйкой с депрессией. Потом я стала активно из этой депрессии выкарабкиваться, смотреть по сторонам – чем люди занимаются. На тот момент у меня уже было второе высшее образование и я участвовала в различных тренингах. Меня сам процесс увлекал и завораживал. Мне встретился человек, который меня в тренерскую профессию привёл. Ольга Петровна была тренером-фрилансером. Я попросилась к ней в подмастерье. Несколько месяцев эту кухню изучала, пробовала что-то делать сама. И следующим этапом жизни стало бизнес-тренерство.

Декабрь 2011 года. С участниками управленческого тренинга в одной из производственных компаний г. Хабаровска
 Бытует мнение, что учитель – тренер – коуч – наставник – духовный учитель – это звенья одной цепи. Учитель передаёт теоретический опыт, тренер – свой личный опыт, коуч, как гид, сопровождает, наставник координирует действия человека, а гуру работает уже с тонкими материями. Согласна ли ты с этой цепочкой? Чувствуешь ли ты, что ты идёшь по ней? И какова твоя цель?

— Слушай, классно! Я никогда не задумывалась, что есть некая цепочка. Провела почти сотню тренингов по продажам, переговорам, управленческим навыкам. Работала внутренним тренером в крупных федеральных и региональных компаниях, тренером-фрилансером была. Бизнес-тренинги ориентированы на постановку определённых навыков – как устанавливать контакт, например, отвечать на возражения и т.п. Если на эту цепочку сейчас посмотреть, то я от бизнес-тренерства стала отходить, потому что стала замечать, что участники «уводили» меня от темы тренинга и мы говорили о каких-то очень глубоких, личностных вещах. Я стала понимать, что людям уже не сколько технологии нужны в моём исполнении, сколько нужно человеческое, глубинное общение. А технологии легко укладываются в головах участников, когда ты с их душой поработал. Я много ездила по регионам на Дальнем Востоке, меня ждали, готовы были встречать, выделять мне время, чтобы я могла побеседовать, с кем-то индивидуально поработать уже на другом уровне.

Поэтому появился коучинг в моей жизни. Коучинг отличается от тренерства и наставничества. Тренер передаёт некую технологию – делай вот это, потом это, и это. И будет тебе счастье. Коуч он работает по-другому. Задача коуча –  сопровождать клиента в процессе его поиска ответа внутри себя, задавая ему последовательно определённые вопросы. Коуч не даёт советов, он часто вообще не имеет не малейшего представления о сфере деятельности человека. Но вопросы у коуча особенные – глубокие, они затрагивают ценности конкретного человека. Коучинг мне показался более экологичным, потому что человек сам выбирает путь, а моя задача очень мягко его в этом процессе сопроводить. Поэтому у меня случился конфликт – между технологичностью и умением дать человеку самому найти решение своего вопроса. В результате я стала всё больше и больше отходить от бизнес-тренерства. Я не могу сказать, что оно ушло полностью, я оттуда элементы какие-то беру, но сейчас мне больше нравится коучинг и консультирование. Не знаю, может быть когда-то и до расту до стадии гуру (улыбается). Такой цели специально не ставлю. Путь каждого человека он настолько уникален, для меня всегда удивление – не бывает совершенно одинаковых историй. Они бывают похожие, но всякий раз разные выходы находятся. У меня нет задачи то́лпы поклонников за собой вести. У меня есть желание быть нужной человеку на данном этапе его пути. Если мы встречаемся, значит, это для чего-то нужно. 

Июнь 2013 года. Международный Эриксоновский университет коучинга. Моя группа
 Я знаю, что ты не один раз в своей жизни сталкивалась, начинать что-то своё или продолжать работать по найму. Какие чувства были в те разы и какие чувства сейчас? Как ты себя осознавала в этот раз? Почему приняла решение дальше работать самостоятельно?

— У меня было две предыдущих попытки уйти из найма. Первая попытка была именно тогда, в 32, когда я шагнула «в никуда». Честно сказать, эту попытку можно не засчитывать, потому что я не знала тогда, что я хочу. Я не знала, как всё будет. Я не знала, вообще, чем заниматься, тогда была своими чувствами раздавлена и поглощена. И, собственно, тогда это не был осознанный выбор. Больше стремление от своей боли убежать. 

Во второй раз через 4,5 года после работы внутри компаний ушла  во фриланс и пробыла в нём 1,5 года, до самого отъезда из Хабаровска в Краснодар. Тогда я действительно, задала себе вопрос: «А чего я хочу?». На тот момент я видела путь решения такой: уйти из найма, брать проекты, и жить от проекта до проекта. Но у меня не было стратегии как таковой как продвигать свои услуги.

Переехав в Краснодар, я на 3,5 года осознанно вернулась в найм. Надо было обжиться в городе, познакомиться с людьми, понять, в каком виде я нужна в Краснодаре. А чтобы не терять время, пошла учиться и получила сертификат коуча. Найм был удобен. 

Но у меня всё время вставал вопрос, который встаёт перед профессионалом, когда он понимает, что он «перерастает» должности. Я постоянно учусь, вкладываю много денег в своё образование и развитие. У меня появляются какие-то новые идеи. В моей профессии человек не имеет право останавливаться. Всё время идут процессы глубокого самопознания и набора, обработки и внедрения информации и навыков. К людям пустой идти нельзя! И случилась ситуация, что всё, что мне можно предложить в компаниях, мне уже всё предложили. Я всё попробовала, как бизнес-тренер. Во всех ипостасях побывала. И мне стало просто скучно. И тогда снова встал вопрос: «А что я могу этому миру дать, как свободный художник, как свободный человек?». И снова начался поиск. Я совершенно спокойно вхожу в это состояние. Это состояние метафорически чувствую так: взлёт в сложных климатических условиях – трясёт, но есть уверенность, что курс выбран правильно. В этот раз чётко задала себе вопрос: «Чего же я на самом деле хочу?» Отработала его с своим коучем. Мы проработали все аспекты. Сейчас ещё прохожу курс «Марафон 42», при помощи которого очень точно, точечно и чётко определила сферу своего профессионального интереса. 

Чувства какие испытываю? Чувство страха (смеётся), это нормально, я с ним совершенно спокойно живу. В ситуации неопределённости нормально бояться. Другой момент – можно бояться и ничего не делать, а можно бояться и делать. Я знаю, что единственный способ справиться со страхом – это идти навстречу ему, входить в него, быть в нём и двигаться дальше. Каждый день, целенаправленно, выбрав курс, выбирая наставников, всё время сверяясь по карте, как штурман. Вовремя корректируя, если я куда-то отклоняюсь. У меня есть внутреннее ощущение, что у меня получается и дальше продолжит получаться. Есть запас прочности, есть чем делиться. До 40 лет я работала «солнечной батареей» - набирала знания, силу, опыт, а теперь пришла пора отдавать.

— Что для тебя быть нужной и востребованной? Каковы критерии? И изменились ли они с выходом в свободное плавание?

— Критерии не изменились. Для меня неважно работаю я на себя, или на какого-то работодателя. Для меня очень важно отдавать всё по-честному. Главный критерий – это когда после моей работы с человеком, тот ушёл с чем-то, что помогает ему дальше двигаться. Для всех это «что-то» - это своё. Кому-то нужна просто энергия вдохновения, у кого-то появляются новые идеи. Я иногда работаю в методе автобиографии, хотя некоторые меня за него ругают – если у меня есть опыт того, как я проходила подобный этап в жизни, я про него клиенту рассказываю. И у человека случается прорыв – идеи рождаются новые, силы появляются.

В человеческом общении есть феномен – один отдаёт, другой – принимает, но на самом деле они обогащаются оба. Я работаю сердцем. Я, конечно же, готовлю план занятия, но в работе настаёт такой момент, когда я попадаю в поток и всё - дальше работаю только сердечной мышцей. Я не знаю, куда я иногда веду группу или человека, я не всегда вижу результат, но я точно знаю, что он будет. И это чудесное доверие себе и человеку рождает удивительные превращения. Для меня главный критерий – работай сердцем и всё случается. 
2012 год. Магадан. Монумент жетрвам репрессий "Маска скорби".
Благодаря работе я объездила весь Дальний Восток

—  Как ты для себя определила, кто твоя целевая аудитория? Кому и чем на данный момент ты можешь быть полезна?

— Это был интересный момент самоопределения. Потому что знаю много чего, работала во многих областях. Понятно, что при выборе своего направления важно задавать себе вопрос – а будут ли там деньги, способны ли люди за эти знания и навыки мои платить. Чего лукавить-то? Но я всё равно больше ориентирована на то, чтобы быть полезной именно там, где я больше всего знаю и умею.

Я сегодня понимаю, что сама много раз успешно преодолев личностные и профессиональные кризисы, максимально полезна именно для людей, проходящих эти непростые моменты в жизни. Это состояние человек во многих случаях может пройти и сам. Но другой вопрос – насколько качественно он это сделает? У меня в таких случаях всегда рядом есть сопровождающий. Как говорится, «об кого-то подумать» иногда бывает очень полезно. Чтобы другой человек на твою ситуацию с другой стороны посмотрел. У меня очень хорошо получается «вытряхнуть» человека из его повседневности, приподнять его над его же картиной жизни, сказать: «Вот твоя жизнь. Она выглядит вот так сейчас. Что ты видишь? Что ты хочешь, чтобы в ней произошло? И какие простые действия ты можешь сделать, чтобы выйти к желаемому из твоего тупика?». 

Очень часто я на консультациях слышу слово «лабиринт» - «я в лабиринте», «я ищу выход», «я вроде всё знаю и умею, но не могу понять, что делать». Для меня важно создать видение, как выйти из тупика. Я же вне ситуации человека, эмоционально в неё не вовлечена. Иногда одна моя мысль способна запустить в другом человеке целую серию мыслительных процессов, и он начинает видеть свою ситуацию в новом свете. Как это получается, я не всегда понимаю. Иногда в какой-то момент думаешь: «Ну не вывезу. Слишком запутано всё». И вдруг – хоп! – и всё случается. И я теперь себе и клиенту доверяю. Я знаю, что из любой ситуации мы найдём выход. Я себя называю вечным кризисником. Если долго в моей жизни кризисов не случается, я начинаю по ним скучать. Слава Богу, они запрограммированы человеческой природой (смеётся). После каждого кризиса я, как птица Феникс, – об землю стукнулась и новая высота. Не знаю, хорошо это или плохо, но это мой путь, и он такой.

23 мая 2014 года. Моя семья на Последнем звонке моей дочери Антонины

—  Ты сказала, что из кризисов ты выходишь, как Феникс, и с тобой в этот момент кто-то есть. Хочешь их упомянуть и сказать им спасибо?

Таких людей, которые повлияли на мою судьбу, много-много. Это прежде всего мои родители. Я им бесконечно благодарна за те возможности, которые они мне дали. За то, что мне было с кого пример брать. У меня папа был руководителем крупного промышленного предприятия, депутатом всех уровней. Он, кстати, был народным депутатом СССР и в Верховном Совете СССР состоял. Он очень неравнодушный человек. Мимо человеческой нужды никогда не проходит. Его помнят в посёлке, где мы жили, до сих пор. Я родителям благодарна ещё за то, что я школу музыкальную закончила и у меня аккордеон самый хороший был. За то, что помогали, когда я второе высшее получала – дочери моей на тот момент было всего 1,5 года. Я её одна воспитывала. За то, что мои родители рядом и теперь, когда я через переломные этапы прохожу. А их в моей жизни немало было. 

Жизнь щедро посылает мне замечательных людей. С самого раннего детства у меня были люди гораздо старше и опытнее меня, с которыми могла глубоко и откровенно говорить.

В профессии учительской – это мои учителя. Они меня долго сопровождали – я приезжала на практику в свою школу, за советом приходила, когда уже работала в школе.

Потом мне нужна была серьёзная психотерапевтическая помощь. Был нелёгкий этап, когда я жила рядом с мужем, страдающим химической зависимостью. В нашей стране ещё некоторое время назад как-то не принято было обращаться за профессиональной помощью. Считалось, что если ты не можешь справиться самостоятельно с проблемой, то это уже не норма. Я же, напротив, считаю, что у успешных людей должны быть свои психологи и психотерапевты. Очень часто вариант «Сам себе психолог» - не самый конструктивный выход из тупика. Включаются психологические защиты, а мой умный мозг «забалтывает» меня в три секунды.

Ольга Петровна Карпенко, о которой я рассказывала выше, меня в бизнес-тренерство привела. Когда я пришла работать в свою первую коммерческую структуру внутренним тренером – в Хоум Кредит Банк, там был мощный корпоративный университет. Я до сих пор со своими коллегами из него поддерживаю связь. Они мне передали много знаний, умений и навыков, натаскивали меня как руководителя, когда я возглавила отдел обучения в дальневосточном регионе. На каждом этапе своей жизни я по наитию нахожу специалистов – отрабатываю, благодарю и дальше иду. Затем следующий наставник или специалист. Поэтому поимённый список будет огромный.

—  Продолжи фразу «Счастливая Инна Кулинич – это…»

—  Для меня счастливая Инна Кулинич – это человек, который, несмотря на все свои сомнения, встаёт утром, едет в парк на велосипеде и учится наслаждаться жизнью. После сорока начала учится наслаждаться жизнью – стала видеть, слышать и ощущать, что всё вокруг имеет оттенки. Раньше у меня мир был чёрно-розовым. Если у меня было плохое настроение, то всё было чёрным, а когда хорошее – розовым. Сейчас у меня наконец-то появляются оттенки, вкус, запахи.

А ещё счастливая Инна Кулинич – это путешественница. Эта та, которая откликается на самые безумные предложения. Эта та, которая берёт палки и лезет с молодёжью в горы (смеётся). Та, которая может рвануть куда угодно, ехать ночь напролёт, чтобы утром оказаться в другом городе и попасть на какую-то тусовку.  И у которой есть мечта – устроить автопробег Краснодар – Горный Алтай – Краснодар.

Каждое утро начинается с велопрогулки в парке
—  Бытует мнение, что перед вратами ада и рая стоят привратники и задают один и тот же вопрос: «Во что ты веришь?». Инна, ты во что веришь?

—  Я верю в то, что мир наполнен замечательными людьми. И что Бог действует через них. Что в самые тяжёлые моменты всегда рядом будут люди, которые помогут найти выход из любой ситуации. 

Главное, быть с открытым сердцем и чистой душой. Я недавно думала вот о чём - когда ребёночек рождается, у него не заросший родничок на голове, чтобы легко пройти через родовые пути и не повредить мозг. Для меня очень важно, чтобы моя душа, хотя бы какая-то её часть, не покрывалась защитной коркой из равнодушия и холодности. Чтобы душа чувствовала, чтобы этот «родничок» не зарастал. Я верю, что можно и нужно быть открытой и искренней для мира, и тогда всё случается и мир откликается.

—  Я чувствую тебя как позитивного человека. Ты, в целом, считаешь себя позитивным человеком? И как ты трактуешь позитивные и негативные события, знаки? Вообще где эта грань – между позитивом и негативом?

—  Позитивный или негативный – это же наша оценка. И так часто бывает, что какое-то событие я изначально воспринимаю, как негативное. Например, я 4 года назад приняла решение развестись с мужем. Негативно? Негативно. Тяжело переживала? Тяжело. Но отойдя от этого события на какое-то расстояние, я понимаю, что оно хотя и было серьёзным испытанием, но при этом оно меня здорово продвинуло вперёд. Для меня нет чёткой грани между позитивом и негативом. То, что я первоначально на уровне чувств могу воспринять как негативное, на самом деле для меня может оказаться большим благом. И моя задача просто принять это. Не хочу ставить критерии. Тогда появляется некая зашоренность. Я всё время себя тренирую, чтобы мой ум был открытым, восприимчивым ко всему новому. Для меня очень важно не загонять себя в рамки каких-либо критериев.

—  Теперь несколько вопросов в стиле блиц. Любимый цвет.

—  Белый.

—  Любимое блюдо.

—  Я всеядна и люблю простую пищу.

—  Любимая книга.

— Эта та, которую я читаю в данный момент. Буду читать другую – её любить буду.

—  Любимый фильм.

—  «Поющие в терновнике».

—  Любимое время года.

— Осень.

—  Любимый вид отдыха.

—  Сесть за руль и куда-то ехать.

При трудоустройстве часто задают вопрос: «Кем Вы видите себя через 5 лет». Хочу спросить тебя – кем, с кем, где и в каком качестве ты видишь себя через 5 лет?

— Ну те, кто меня хорошо знает, знают, где меня через 5 лет найти (смеётся). У меня нет мечты иметь домик у океана, я очень люблю горы. Наверное, я перееду в Гузерипль, в Адыгею. Меня все спрашивают, что я там буду делать. Я буду принимать у себя людей, которых я слушать буду. Мы ведь все «невыслушанные» такие ходим. Нам хочется говорить, а слушать некому. А человеку важно быть услышанным.

Ещё я очень хочу написать книгу. Книгу о людях и жизни. Может так смешно говорить, через 5 лет мне будет всего около 50. Но я хочу написать такую книгу, чтобы после её прочтения жить хотелось. Я пока не знаю про что она будет, но я точно знаю, что она будет не обо мне, а о других людях.

Я не настолько творческий человек, чтобы оставить после себя картины, скульптуры, киноленты. А последние 5 лет для меня стало очень важным – оставить след на этой земле. Ну вот меня не станет, и что тогда? Как меня будут вспоминать? Что скажут обо мне мои потомки? Будут они помнить или нет, кто такая Инна Кулинич? Вот у меня и появилась идея написать книгу. Скорее всего, я ничего нового в ней не расскажу. Но передать энергетику, которая есть у меня внутри, чувство любви и восхищения этим миром, мне очень хочется.

Меня недавно спросили: «Какая эпитафия будет на твоём могильном камне?». Я подумала и мне бы хотелось, чтобы на нём было написано: «Здесь покоится Инна Кулинич, которая жила с открытым сердцем и с дарила свет другим людям». Тёплый, яркий, кого-то вдохновляющий свет. 

2007 год. Я много работала как психолог-консультант по теме "Семья с больным алкоголизмом".
Одна из встреч с коллегами-психологами на Камчатке
—  От могильного камня (не хочу в этом месте ставить точку) вернёмся к следующему году твоей жизни. День рождения пройдёт и давай ты запрограммируешь себя, с какими чувствами, в каком состоянии ты его проведёшь?

—  В состоянии любознательности. Я по-прежнему готова открывать много нового. В состоянии радости, потому что, к сожалению, я отношусь к той категории людей, которым от рождения мало гормона радости физиологически досталось. Мне приходится осознанно его поддерживать внутри себя. Вдохновенно хочу прожить. Это будет год перед 45-летием. Мне очень хочется, чтобы он был наполнен добротой. Чтобы я дарила людям доброту, и они взаимностью отвечали. Это будет интересный год, потому что я человек спонтанный, меня ждёт куча приключений.

Записано в августе 2016 г. 



2 комментария:

  1. Инна, здорово, что состоялось это интервью и что я с вами познакомилась когда-то на ФБ, а благодаря интервью узнала какая вы :) с Днем Рожденья еще раз! Ирина Яковлева, СПб

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо большое за тёплые слова! Я тоже всегда рада новым знакомствам и отличным людям в своей жизни! Удачи!

      Удалить